Нужна консультация?

Что такое факторинг простыми словами

При ведении современного бизнеса трудно обходиться без финансирования со стороны. В этом деле широкую известность приобрело кредитование, но не потерял своей актуальности и факторинг. В отличие от привычного кредитования этот вид услуг направлен на финансирование не инвестиционной деятельности, а предприятий бизнеса. Это позволяет покупателям выполнять бесперебойные поставки даже в периоды недостатка средств на текущих счетах, а продавцам иметь защиту от неплатежей и получать реальные деньги еще до сбыта их продукции конечному покупателю.
Разобраться подробнее в преимуществах данного вида услуг финансирования поможет наша статья.

Определение

Факторинг — что это простыми словами? Под этим термином подразумевается совокупность финансовых услуг направленных на уступку или передачу текущей дебиторской задолженности кредитному учреждению или ФК.

Проще говоря, это разновидность кредитования под различные выполненные услуги, а также полученную продукцию, которая подразумевает, что предприятие, реализующее товары получает собственные средства, минуя покупателя от специального агентства еще до окончания срока отсрочки. Взысканием задолженности полностью занимается компания-фактор.

Сущность факторинга

Что такое факторинг? Он позволяет всем сторонам той или иной сделки при минимальных рисках сохранять свои интересы. Поставщик имеет возможность получать оперативно собственные средства, покупатель, не имея проблем заниматься реализацией продукции, а фактор зарабатывать определенный процент комиссии. В отличие от общепринятого кредитования процентные ставки по факторингу немного ниже, а сроки гибче.

Основные преимущества, получаемые поставщиком:

  • отсутствие риска неплатежа;
  • экономия и оптимизация финансовых показателей;
  • упрощенная структура баланса;
  • несложный процесс получения дополнительных средств, не требующий поручительства и залога.
виды факторинга
Факторинг позволяет покупателям выполнять бесперебойные поставки даже в периоды недостатка средств на текущих счетах, а продавцам иметь защиту от неплатежей и получать реальные деньги еще до сбыта их продукции конечному покупателю.

Виды факторинга

Наиболее часто встречаются следующие виды, которые можно поделить по некоторым принципам.

Регрессный факторинг это весьма популярная и дешевая финансовая услуга, предусматривающая кредитование поставщика на сумму определенной дебиторской задолженности. Возврат финансирования осуществляет поставщик, если поставка по разным причинам не оплачивается покупателем. Факторинг с регрессом представляет значительно меньший риск для кредитного учреждения, чем без регресса, поэтому продавцу после поставки выплачивается больший процент.

Факторинг без регресса – это финансирование поставок, предусматривающее отсрочку платежа, где в качестве гаранта оплаты в полном объеме выступает компания-фактор, пристально изучающая платежеспособность дебитора. Она все риски, даже если дебитор не в состоянии погасить сумму задолженности полностью берет под свою ответственность.

Открытый. Этот вид финансирования предусматривает осуществление сделки при участии третьего лица – фирмы-фактора, на счета которой будут осуществляться платежи покупателем. Об этом его информируют заранее.

Закрытый – данный вид действует на основе двухстороннего договора и не предусматривает предоставление информации должнику о том, что участником сделки является финансовый агент в лице ФК. Этот вид обслуживания обходится значительно дороже по сравнению с открытым факторингом.

Внутренний предусматривает сделку, при которой все стороны считаются резидентами одного государства.

Реверсивный факторинг простыми словами это один из вариантов кредитования, где главным инициатором обслуживания выступает покупатель, что позволяет ему получить отсрочку при уплате за товар. При этом в выгодных условиях находится и вторая сторона сделки.

сущность факторинга
Сущность факторинга заключается в том, что он позволяет всем сторонам той или иной сделки при минимальных рисках сохранять свои интересы.

Международный факторинг

Обеспечивает комплексное обслуживание и проведение расчетов кредитными учреждениями или специальными компаниями, которые выступают в качестве финансового агента.
Они оказывают услуги фирмам, работающим с покупателями с отсрочкой платежа. Он актуален при долгосрочных внешнеэкономических сделках, где покупатель и поставщик выступают в роли резидентов разных государств.

В международной практике известны следующие виды факторинга: однофакторная и двухфакторная модель.
Наиболее популярной и оптимальной в международной практике считается двухфакторная модель, обеспечивающая максимально быстрый процесс финансирования благодаря участию в нем двух фактор компаний. Эта модель обладает важным преимуществом, которое заключается в том, что риски разделяются между факторами, находящимися в разных государствах.

Этот вид выгоден, когда субъекты международного факторинга обладают разной государственностью и им приходится сталкиваться со значительными различиями правого поля.

Схема факторинга

Отличительной особенностью является то, что ее участниками выступают 3 стороны, что не предусмотрено при проведении других финансовых операций:

  1. Поставщик, предоставляющий услуги и поставку товаров, являющийся непосредственно клиентом фактора.
  2. Факторинговое агентство, то есть посредник, принимающий на себя дебиторскую задолженность и обеспечивающий деньгами продавца. Его называют фактором.
  3. Покупатель.

Классическая схема

что такое факторинг
Схема факторинга

Поставщик осуществляет отгрузку продукции или предоставляет услуги дебитору.
Покупатель оплачивает частично стоимость товаров и услуг, обычно в пределах 10%.

Фактор в лице банка или агентства производит оплату за покупателя оставшейся части платежа. После этого уведомляет последнего о переходе прав требования к нему по оставшемуся платежу.

Через время, предусмотренное условиями сделки, покупатель погашает фактор компании средства за оставшуюся часть платежа и вознаграждение на рассрочку.

Предмет договора факторинга

Главным документом, который регулирует взаимоотношения межу факторинговым агентством или банком, предоставляющим услуги финансирования и управление задолженностью, и его клиентом является договор факторинга.

Его содержание во многом зависит от потребностей клиента и политики компании. Сторонами договора являются только поставщик и финансовый агент, в то время как участниками сделки выступают три стороны: поставщик, ФК, должник.

Что является предметом договора факторинга? Это основные условия по обслуживанию клиента, также он охватывает такие важные моменты как порядок перехода прав требования от поставщика к компании-фактору, финансирование ней поставщика.

Кроме этого к условиям данного договора также относится ответственность сторон, их права и обязанности, порядок проведения расчетов, сроки, общая сумма финансирования и предусмотренного вознаграждения.

Клиентами по договору факторинга могут быть любые коммерческие организации, которые используют его в своем предпринимательском обороте, но законом на этот счет не предусмотрено никаких специальных ограничений.

Заключение

Таким образом, сущность факторинга заключается в следующем: одна из сторон уступает свои неоплаченные долговые требования финансовому агенту – ФК или кредитному учреждению. Условия сделки подразумевают оплату 90-95% от стоимости долговых требований.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии