Нужна консультация?

Что такое чистая прибыль

При анализе экономической деятельности предприятия чистая прибыль занимает ключевое место. Во всех финансовых отчетах она отражается в последней строке, и показывает действительное положение дел в организации. Поэтому в иностранной бухгалтерии ее иногда называют «bottom line» — нижняя строка.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

8 (800) 511-91-49
Это быстро и бесплатно!

Что такое чистая прибыль

Ответ на вопрос, что такое чистая прибыль это прибыль, которая остается после вычета из валового дохода всех расходов, которые осуществила организация в текущем календарном периоде. К этим расходам относятся:

  • фонд оплаты труда и расходы на поиск персонала и повышение квалификации;
  • отчисления по налогам;
  • отчисления в фонды обязательного социального страхования;
  • проценты по полученным в банках кредитах и выплата основного тела кредита.
чистая прибыль
Расходы предприятия

Иногда ее называют чистым заработком или чистым доходом. Говоря простым языком, средства, которые остались на расчетном счету организации после выплаты всех обязательных платежей, и являются его чистой прибылью.

Пример из практики

Чтобы на примере разобрать понятие, возьмем гипотетическую фирму «Облако». За месяц ей было реализовано от всех видов деятельности товаров и услуг на 10 тыс. рублей. Это валовой доход.

  • На производство товаров и услуг были израсходованы средства в сумме 3000 руб. – материалы, оборудование, аренда площадей и накладные расходы.
  • На зарплату работникам и их обучение она потратила 2000 руб. – фонд оплаты труда.
  • В фонды соцстраха и обязательного пенсионного страхования выплачено 500руб.
  • В качестве процентов за выданный кредит выплачено 500 руб.
  • Налоговые сборы составили 3000 рублей.

Итого, 3000+2000+500+500+3000=9000 руб. – столько расходов было в фирме «Облако» за текущий месяц. Исходя из того, что чистая прибыль это разница между всеми доходами и расходами, 10000-9000=1000 руб.

Нижняя строка «bottom line» = 1000 рублей. «Облако» можно поздравить, в этом месяце она принесла своим владельцам доход.

Допустим, что в текущем месяце ей пришлось дополнительно оплатить 3000 рублей за ремонт сломавшегося автомобиля. И вот уже ситуация кардинально поменялась, вместо прибыли в 1000 руб. фирма «Облако» принесла владельцу убыток в 2000 руб.

Естественно, что чем меньше предприятие, тем больше вероятность, что мелкие случайности приведут его экономические показатели к минусу. Что делать и как изменить положение?

От чего зависит чистая прибыль

В экономическом анализе деятельности фирмы показатель чистой прибыли говорит о том, убыточно предприятие или прибыльно. В том случае, если она положительная, компанию называют прибыльной. В противном случае – убыточной.

Для расчета чистой прибыли необходимо вычесть все издержки и налоги предприятия из общей прибыли за определенный период. Как следует из формулы расчета, для повышения прибыльности необходимо либо увеличить валовой доход, либо снизить издержки. В зависимости от рыночной ситуации менеджмент принимает решение о стратегии дальнейшего развития. Если анализ показал, что чистая прибыль отрицательная это связано с превышением расходов над доходами и требует незамедлительного принятия мер по выходу из сложившегося положения.

что такое чистая прибыль это прибыль
Чистая прибыль – основной источник для развития производства

Существуют две стратегии, которые позволяют повысить прибыльность предприятия: увеличение доходов или сокращение расходов. Рассмотрим их ниже.

Стратегия развития

Применяется на растущем рынке. Экономический анализ говорит о том, что чем больше производит компания, тем меньше себестоимость одной единицы продукции. Однако чем больше производится товаров и услуг, тем сложнее организовать сбыт в связи с насыщением рынка. Когда прогноз сигнализирует о росте экономики, производитель стремится увеличить количество выпускаемого товара и нарастить производственные мощности. Делается это в расчете на увеличение спроса. Так же, для этих целей проводятся рекламные и маркетинговые мероприятия. Они включают в себя:

  • проведение акций по привлечению новых клиентов и повышению узнаваемости бренда;
  • поиск новых ниш и увеличение ассортимента продукции и услуг;
  • выход на новые территориальные рынки, развитие дилерской сети.

Стратегия экономии

В кризисной ситуации организации наоборот, стремятся всеми силами сократить издержки. За счет оптимизации производства, сокращения программ развития и фонда оплаты труда. Происходит сокращение персонала, замораживаются программы развития. Кроме того, возможны следующие шаги:

  • переход в более низкую или высокую ценовую категорию;
  • сокращение производства;
  • уменьшение складских запасов;
  • отказ от кредитования в ущерб модернизации и развития.

Так, во время кризисного 2015 года в России предприятия на 10% снизили инвестиции в модернизацию собственного производства.

Этапы развития

При анализе деятельности большую роль играет календарный период и фаза, в которой находится предприятие. Для молодой компании валовая прибыль чаще всего отрицательная.

В это время на развитие производства, меры по поиску новых клиентов и обучение персонала уходит на порядок больше средств, чем получено от продаж. Старт молодой компании требует значительных вливаний, которые вернутся не скоро.

Так, чтобы поддержать узнаваемость бренда, требуется на порядок меньше средств, чем на его первоначальное появление на рынке. Как автомобиль, который уже набрал скорость, потребляет меньше топлива, чем на разгон. Действует закон инерции, чистая прибыль предприятия это не тот показатель, который важен в конкретный момент времени.

Значение периода времени для проведения анализа тоже имеет большое значение. Для получения объективной информации берется период не менее одного года. На более коротком временном отрезке очень большое влияние оказывают случайные факторы. Так, закупка нового оборудования, смена поставщика или дистрибьютора, и иные малозначительные в глобальном временном интервале события в небольшой период времени искажают объективную картину.

чистая прибыль предприятия это
Чем меньше предприятие, тем больше вероятность, что мелкие случайности приведут его экономические показатели к минусу.

Методы анализа

Применяются два метода, чтобы оценить финансовое положение компании – факторный и статистический анализ. Они разные по своей природе. Первый исследует факторы, которые оказали влияние на доходность. Второй основывается на временной статистике, и пытается предсказать развитие ситуации в динамике.

Факторный анализ

Он применяется в поисках резервов для улучшения производственных и финансовых показателей и рассматривает по отдельности все факторы, влияющие на работу предприятия. Для этого исследуются Четыре показателя:

  1. Динамика объема продаж за отчетный период;
  2. Влияние ассортимента на уровень доходов;
  3. Динамика себестоимости;
  4. Изменение цены на проданную продукцию или услугу.

В результате аналитической работы выясняется, в какой из части цепочки происходят негативные или позитивные изменения, происходит поиск путей сокращения издержек или наращивания доходности.

Статистический анализ

Для поиска факторов, которые влияют на прибыльность, изучается соотношение по годам, месяцам или другим временным интервалам расходных и доходных частей производственно-сбытовой цепочки. На основании динамики каждого из этих показателей строится математическая модель.

Рентабельность

Ключевой показатель эффективности деятельности. Рассчитывается как соотношение валовой прибыли к затратам компании (Profit Margin). Этот показатель четко отражает качество работы менеджмента. Так, если огромная корпорация, в которой трудятся тысячи человек, получает чистую прибыль в размере $1 000 000, то это вряд ли обрадует владельцев бизнеса. В то же время для маленькой фирмы с тремя рабочими доход в миллион долларов будет значительным достижением.

чистая прибыль отрицательная это связано
Для повышения прибыльности предприятия необходимо либо увеличить валовой доход, либо снизить издержки.

Как распределяется прибыль

По российскому законодательству, не чаще чем раз в квартал владельцы могут принять решение о том, куда будет направлена чистая прибыль. Предусмотрены следующие варианты:

  • выплата дивидендов владельцам бизнеса или акционерам;
  • увеличение уставного капитала;
  • создание и пополнение фондов.

Могут быть созданы фонды для модернизации производства, для повышения мотивации сотрудников, резервный фонд. Часть прибыли в случае успешной деятельности направляется на поощрение и мотивацию деятельности менеджмента компании. Она может выражаться как в форме прямой денежной выплаты, так и в виде опционов на покупку акций по привлекательной цене.

Выводы

Чистая прибыль – основной источник для развития производства. Стабильность этого показателя важна как для владельцев бизнеса, так и для служащих.

При поиске новых инвестиционных идей инвесторы в первую очередь исследуют показатели чистой прибыли и рентабельности. Найдется мало желающих вкладывать средства в убыточную компанию.
Банки учитывают чистую прибыль при расчете кредита. От этого зависит сумма и процентная ставка, по которой выдается заем.

Партнеры, анализируя прибыльность коллег, тоже выдвигают те или иные условия поставки товаров или услуг. Стабильная компания с большим объемом работ получает заказы по более выгодным ценам, чем убыточные предприятия.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
8 (800) 511-91-49
Это быстро и бесплатно!

Комментарии посетителей
  1. Просто Вася

    Морочите предпринимателям головы. Чистая прибыль это то что лежит или не лежит (убыток) на банковском счете и в кассе предприятия на 31 декабря отчетного года. Все остальное от лукавого. Задача предпринимателя ПРЕДПРИНИМАТЬ, а не ПИСАТЬ.

Добавить комментарий