Что делает продавец консультант: образец должностной инструкции
Современные покупатели довольно требовательны к качеству и характеристикам товаров, поэтому нуждаются в повышенном внимании со стороны продавца. Большинство компаний учитывают эту тенденцию, в связи с чем, в современной рыночной экономике родилась профессия продавца-консультанта. Данная должность является рядовой, но при этом достаточно значимой для любого магазина, так как от качества работы консультанта во многом зависит количество постоянных клиентов и объем продаж.
Что делает продавец-консультант, и какими качествами необходимо обладать, чтобы занять эту должность? Рассмотрим типовую должностную инструкцию, чтобы получить представление о данной профессии.
Общие положения
Должностная инструкция продавца-консультанта – основной нормативно-правовой документ, которым должен руководствоваться работник предприятия при осуществлении своих трудовых функций.

Как правило, в основных положениях к должности руководитель перечисляет документы, нормы и правила, с общими положениями работник должен быть знаком в обязательном порядке.
К ним относятся федеральные законы министерства труда, правила пожарной безопасности, внутренние правовые документы предприятия, режим работы – все то, что регулирует отношения между работником и работодателем и является основой трудовой дисциплины.
Требования
Руководитель выдвигает следующие требования к претендентам:
- среднее или высшее образование;
- опыт работы в торговле не менее одного года (иногда требования к стажу не предъявляются);
- знакомство с характеристиками и спецификой товара (зависит от сферы деятельности компании);
- знание основных принципов торговли, правил и понятий рыночной экономики.
Приветствуется:
- знание компьютера и основных офисных и бухгалтерских программ;
- наличие водительского удостоверения;
- умение работать с кассовым аппаратом;
- знание иностранных языков;
- наличие санитарной книжки.
Работодатель имеет право высказывать пожелания относительно личных качеств сотрудника, которые будут полезны при выполнении функций продавца-консультанта и способствуют повышению объема продаж.
Такими являются:
- коммуникабельность, умение поддержать разговор;
- учтивость и этичность;
- сдержанность;
- приветливость;
- грамотность.
Обязанности
Круг обязанностей продавца-консультанта более широкий, чем у обычного продавца. Задача сотрудника не ограничивается подачей товара с витрины, ему необходимо советовать, подбирать, помогать принять решение. В зависимости от различных факторов, таких как профиль деятельности компании, список основных функций может быть серьезно дополнен.

Чаще всего в предприятиях торговли требуют исполнения следующих функциональных должностных обязанностей продавца-консультанта:
- Уметь поддерживать беседу с покупателем, вести переговоры грамотно и с подобающей вежливостью.
- Консультировать клиентов, предлагать помощь в выборе товара, предоставлять информацию о качественных характеристиках продукции, способах применения, мерах ухода и обслуживания, сроках годности, дате следующих поступлений и так далее.
- Использовать техники работы с возражениями.
- Уметь предложить альтернативу вместо отсутствующего товара.
- Осуществлять предпродажную подготовку товара – распаковывать, фасовать, проверять на наличие брака, сверять описание с ценником. Сообщать непосредственному руководителю о выявленных несоответствиях в описании, недостающих деталях и прочих проблемах.
- Вести работу с промо-акциями, рекламациями, скидками.
- Применять принципы мерчендайзинга при размещении товаров на стеллажах и полках.
- Обслуживать клиентов в соответствии с регламентом торговых отношений.
- Разрешать конфликты и препятствовать им.
- Упаковывать товар и оформлять гарантийный талон.
- Своевременно информировать руководство о нестандартных ситуациях и факторах, которые могут привести к порче или хищению товара.
- Вести отчетность о проделанной работе.
- Уметь обрабатывать информацию при помощи современных технологических средств – компьютера, соответствующих программ.

Права
Продавец-консультант наделен следующими правами:
- Получать информацию и ресурсы, необходимые для исполнения прямых функциональных обязанностей.
- Принимать участие в обучающих курсах, способствующих улучшению профессиональных навыков и расширению круга задач.
- Вносить предложения по оптимизации рабочего процесса, касающегося его деятельности.
Ответственность
Сотрудник является ответственным за пренебрежение и некачественное исполнение своих прямых обязанностей, разглашение коммерческой тайны предприятия, сообщение неверных сведений о товаре покупателю, невежливое или неэтичное поведение.
Продавец-консультант несет ответственность за товар и вверенное ему торговое оборудование. В связи с чем, с ним заключается дополнительное приложение к трудовому договору в виде договора материальной ответственности.
Если действие (или бездействие) сотрудника приводят к неисправности или утере материальной собственности предприятия, на консультанта налагается взыскание (дисциплинарное или материальное).
Также случаются ситуации, в которых торговое предприятие несет ущерб в виде штрафа от госорганов по вине продавца-консультанта. Подобные обстоятельства могут упоминаться в должностной инструкции, с описанием мер взысканий.