Нужна консультация?

Что нужно знать при покупке франшизы в России

Решение о покупке франшизы и заключение сделки требует особой осторожности от бизнесмена. Чтобы не потратить средства впустую, необходимо провести большую подготовительную работу. Если спешить, надеяться на счастливый случай или яркую рекламу, можно получить совсем неожиданный результат, 80% новых российских предприятий закрываются в первый же год работы.

Сегодня покупка франшизы в России отличается от мировой практики, в законе даже нет такого слова, как франшиза. Зато есть гл. 54 Гражданского кодекса, которая говорит о коммерческой концессии. Именно ГК регулирует юридические аспекты отношений фрачайзера и франчайзи.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

8 (499) 350-44-96
Это быстро и бесплатно!

Психологический аспект

Перед принятием решения предпринимателю надо разобраться со своими возможностями работать под контролем третьего лица, так как купить франшизу гораздо легче, чем потом выполнять все правила и пункты договора.

как купить франшизу
Чтобы открыть в России Макдоналдс по франшизе, потребуется около $500 000

Бизнесмены по своей натуре люди независимые, каждое указание и распоряжение от новоявленного руководства будут восприниматься болезненно. Даже если у этих начальников есть огромный опыт, все равно будут возникать сомнения в верности действий. В этом есть свой смысл, так как региональные особенности и предпочтения покупателей из различных городов имеют свою специфику.

Потребуется изучить опыт покупки франшизы другими бизнесменами, чтобы оценить авторитетность и профессионализм партнера. Кроме того, предприниматель должен четко понимать, что он хочет от франчайзера.

Цель «получение прибыли» является слишком неопределенной и размытой, чтобы полностью соответствовать поставленной задаче. Цель должна быть более конкретной, тогда она сможет мотивировать на подчинение. К таким целям относятся:

  • изучение бизнес-процессов;
  • получение технологий;
  • маркетинговое продвижение;
  • создание собственного бизнеса.

Важным становится и сам факт общения с успешными предпринимателями. Конечно, за несколько дней обучения нельзя понять всю схему построения масштабного бизнеса, но это поможет понять направление движения. Поэтому важен даже не столько ответ на вопрос «где и как купить франшизу», сколько выбор авторитетного франчайзера.

Поиск ниши и выбор направления

Этот этап проходится очень легко, если у предпринимателя уже есть свой бизнес и ищутся пути его развития. Владелец киоска с пирожками может открыть пиццерию или суши-бар, продавец сувениров лучше знает рынок подарков и сможет открыть большой магазин.

покупка франшизы в россии
Перед тем, как подписывать договор франчайзинга, необходимо оценить свои возможности

Гораздо сложнее тем, кто только делает первые шаги в коммерческой деятельности. Ошибкой в этом случае будет поход по магазинчикам своего города в поисках прибыльного дела.

Надо изучать то направление, которое слабо представлено в регионе. Для этого желательно совершить экскурсию в близлежащие города или столицу, где имеются новые заведения. Там уже будет более четко видно, как купить франшизу и не сделать ошибок при покупке, чтобы не прийти на заполненный рынок с не уникальным предложением.

Франчайзер зарабатывает на паушальном взносе и роялти, которые зачастую состоят из фиксированных сумм. То есть его цель – продать как можно больше, а о емкости рынка должен позаботиться покупатель.

Сливки собирает тот, кто первым в своем городе открыл тот или иной бизнес. Так, комнаты квестов появились в Корее в 2006 году, в 2014 году в Москве было всего два таких зала, а в 2016 их количество достигло 2 000. Первооткрыватели смогли собрать наибольший поток платежеспособных клиентов.

Статистика показывает, что новинки из-за границы приходят в Москву примерно через год после появления на заграничных рынках. Еще через год они оказываются в областных городах, откуда еще через год добираются до маленьких городков.

Поиск партнера

Хотя это очень ответственный этап, его сложность заключается не в поиске, а в выборе. Каталог франшиз состоит из тысяч предложений, одно заманчивей другого. При недостатке средств предлагается взять кредит на покупку франшизы или оплачивать ее в рассрочку, паушальный взнос для маленьких городов снижается пропорционально количеству жителей. Есть и другие заманчивые предложения по цене и условиям.

В первую очередь следует обращать внимание на следующие аспекты:

  1. популярность бренда;
  2. отзывы тех, кто уже купил франшизу;
  3. размеры паушального взноса и роялти;
  4. объем инвестиций, необходимых для запуска предприятия;
  5. маркетинговая поддержка, в некоторых случаях франчайзер полностью берет на себя поступление заявок;
  6. программы обучения;
  7. сроки окупаемости проекта.

Часто можно встретить рекомендацию пообщаться с теми франчайзи, которые уже открыли этот бизнес. Совет неоднозначный, так как он не учитывает нежелание предпринимателя делиться информацией с будущим конкурентом. Конечно, попробовать можно, но на полную объективность оценки рассчитывать не стоит.

как правильно купить франшизу
Хороший франчайзер предоставляет цепочку готовых решений

Личное общение и подача заявки

О том, какие вопросы задать при покупке франшизы, следует позаботиться заранее. В список обязательно должны входить те моменты, которые предлагаются как конкурентные преимущества. Например, заявление о быстрой окупаемости не имеет смысла без подробного бизнес-плана. Франчайзер заинтересован в продаже, поэтому следует пристрастно собирать информацию и все цифры «делить на два».

Технология подписания договора выглядит следующим образом:

  1. Изучение информации на сайте и электронная переписка. Здесь можно задать все интересующие вопросы и выяснить детали, желательно искать среди нескольких аналогичных предложений, чтобы выбрать лучшее.
  2. Личная встреча и обсуждение всех деталей контракта. Обычно у франчайзера уже есть типовой проект договора, изменить его по требованию франчайзи будет сложно, но шанс есть.
  3. Подписание договора. Статья 1028 ГК РФ требует, чтобы договор подписывался в бумажной форме, любой другой вариант станет поводом для признания сделки ничтожной.

Даже если сумма франшизы не составляет многих тысяч рублей, следует знать, как купить франшизу и оформить ее юридически. Рекомендуется привлечь к этому юриста, но в азах правоотношений между сторонами бизнесмен должен знать.

Детали юридического оформления

Следует обратить внимание на тот момент, что передача прав интеллектуальной собственности обязательно должна быть зарегистрирована в государственных органах. К этим правам относятся не только товарный знак, но и рецепты, инструменты маркетингового продвижения, прочие знания и технологии. Полностью договор между сторонами состоит из сотен бумажных страниц.

кредит на покупку франшизы
Огромный выбор позволяет найти франшизу под каждый бизнес

Юридические тонкости подразумевают следующие аспекты:

  • Передача субконцессии. То есть франчайзи может получить право на дальнейшее распространение бренда, привлекая новые юридические лица и индивидуальных предпринимателей.
  • Порядок вознаграждения. Допускается как фиксированные платежи, так и проценты от прибыли или оборота.
  • Поддержка и контроль. Закон накладывает на правообладателя обязательство постоянно оказывать поддержку покупателю, а тот, в свою очередь, обязан соблюдать нормы качества. Если такая схема работы не устраивает стороны, они имеют право изменить ее в договоре.
  • Ответственность перед покупателем. Правообладатель несет солидарную ответственность. Если в кафе подали некачественное блюдо, посетитель отравился, отвечать будут и франчайчер, и франчайзи.
  • Продление контракта. После того, как истек срок действия договора, покупатель имеет преимущественное право на его продление. Если франчайзер не продлил договор, а передал франшизу другой компании, бывший партнер имеет право обратиться в суд за компенсацией потерянной прибыли.
  • Прекращение сотрудничества. Каждая из сторон имеет право разорвать контракт, предупредив об этом за шесть месяцев. Это то, что нужно знать при покупке франшизы обязательно, так как данный срок можно изменить при подписании договора.

Если франчайзер обанкротился, то договор концессии автоматически перестает действовать. А в том случае, когда правообладатель частично прекращает выполнять свои обязательства, франчайзи имеет право потребовать изменения суммы роялти. А если после окончания срока действия контракта покупатель продолжает пользоваться торговой маркой, с него через суд взыскивается компенсация.

Интересный момент прописывается в ст. 1032 ГК, по которой франчайзер обязан информировать покупателя, что используется товарный знак третьей компании.

Заключение

Чтобы узнать, как правильно купить франшизу, требуется изучить не только гражданский кодекс. Практика гораздо богаче теоретических разработок, и не все детали можно учесть на бумаге. Огромную роль играют личные контакты между сторонами, при любом сотрудничестве возникают мелкие конфликты и недопонимания.

Избежать трений помогут личные контакты, которые гораздо важнее бумажных закорючек. Хотя в данном случае обе стороны заинтересованы в сотрудничестве, переговоры не всегда проходят просто. Придется обговорить права эксклюзивности в регионе, помощь при подборе помещения и обучении персонала, тысячи других моментов.

Сейчас стоимость бизнеса, открываемого по франшизе, колеблется от одного до двадцати миллионов рублей. Но это не значит, что маленькое предприятие открыть проще. Разница в масштабах не всегда отражает реальное положение вещей.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
8 (499) 350-44-96
Это быстро и бесплатно!

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о