Нужна консультация?

Что такое франшиза и франчайзинг

Франшиза в экономической науке определяется как передача за вознаграждение права на пользование товарный знак, технологию или всего комплекса благ. Чтобы перевести это понятие на человеческий язык, достаточно воспользоваться примером: предположим, фирма «Иванов и партнеры» производит табуретки в городе Иваново и там же реализует свою продукцию.

Но в стране много других городов, так почему бы не получать от этого прибыль? И тогда «Иванов и партнеры» передают молодой неизвестной фирме из Самары право на выпуск табуреток под своим именем. Это первый в мире бизнес, который не требует раскрутки с нуля.

Далее, предлагаем вам подробнее ознакомиться с сущностью понятия франшизы с помощью этой статьи.

Терминология

Чтобы объяснить, как работает франчайзинг и что это такое простыми словами, необходимо разобраться с понятиями:

  1. Организации, которая передает права, называется франчайзер;
  2. Получателя благ принято называть франчайзи;
  3. Роялти и паушальный взнос – плата за пользование товарным и иными благами.

Паушальный взнос представляет собой разовый платеж, который взимается при заключении договора. Роялти выплачивается ежемесячно или ежегодно. В зависимости от условий договора это может быть фиксированная сумма, процент с оборота или часть прибыли.

франчайзинг
По статистике более 80% новых предприятий прекращают деятельность в первый год работы. Среди тех, кто ведет бизнес под именем крупного производителя, таких всего 14%.

Виды франшизы

В бизнесе наибольшее распространение получили три вида франшизы – производственная, торговая и лицензионная.

Производственная

Передача от одной компании другой технологии, материалов, комплектующих и прочих материальных и интеллектуальных благ и выпуск продукции под единым товарным знаком. Такая работа по франшизе чаще всего встречается в производственном секторе, на рынке продуктов питания и услуг.

Что такое франшиза простыми словами и как она работает в бизнесе, который связан с производством — приведем пример. Известный производитель лимонадов обучает персонал локального производителя, дает ему рецептуру или просто поставляет сироп, который на местной фабрике разливается по бутылкам и продается под брендом всемирно известной фирмы.

При этом франчайзер контролирует качество конечного продукта, ведь на кону стоит его имя, которое стоит миллиарды долларов. В случае нарушения условий франчайзи выплачивает значительные штрафы. 

Торговая

Передача готовой продукции и права ее реализации под брендом производителя.

Классическое место, где покупатель может встретить торговую франшизу – бензоколонка.

Владелец одной заправочной станции заключает договор на поставку нефтепродуктов от гиганта, вешает вывеску производителя, и в результате сотни бензоколонок по всей стране продают бензин единого качества и обслуживают клиентов по единым стандартам.

Лицензионная

Передача права пользоваться брендом. Обычно встречается в ресторанах, фастфудах и отелях. В таком случае франчайзер передает право использовать бренд, но не навязывает строгих условий по технологии производственных процессов, франчайзи это не обязывает покупать у продавца торговой марки рецепты, товары и комплектующие.

франшиза что это такое
Физические лица не могут заключать договора концессии, эта возможность имеется исключительно у организаций или индивидуальных предпринимателей.

В чем выгода

Если тысячи компаний используют такой метод ведения бизнеса, значит, они видят в этом какой-то смысл. Для каждой из сторон есть свои преимущества, и они перевешивают недостатки.

Интерес покупателя

Статистика говорит о том, что более 80% новых предприятий прекращают деятельность в первый год работы. Среди тех, кто ведет бизнес под именем крупного производителя, таких всего 14%.

Первый год работы самый сложный для предпринимательства. Поиск поставщиков и технологий, раскрутка торговой марки, создание бизнес–цепочек требуют значительных вложений сил и средств, франшиза это помогает преодолеть с наименьшими усилиями. Небольшие расходы на роялти не идут ни в какое сравнение с самостоятельным решением вопросов.

Интерес продавца

Выгода франчайзи тоже очевидна. Еще Генри Форд доказал, что чем больше производство, тем меньше расходов на единицу продукции.
Разберем пример с рекламой. Чтобы сделать бренд известным, необходима реклама на телевидении. Это потребует расходов на рекламный ролик и покупку эфирного времени. Если, например, ролик обошелся в 1 млн. рублей, то для сети из 100 магазинов расходы составят 10000руб на магазин. А если таких магазинов 200, то уже 5000, расходы снизились вдовое. Это значит франшиза вдвое сократила издержки. Покупка эфирного времени на центральных каналах тоже обойдется дешевле в расчете на одну торговую точку.

что такое франчайзи и франчайзер это
Франчайзер контролирует качество конечного продукта

Если взять технологические цепочки в сфере промышленности, то выгода в ней тоже очевидна. Львиная доля расходов – технологическая разработка. Создав некий товар, фирма продает готовую технологию его производства под своим брендом. Если удастся продать и комплектующие, то накладные расходы еще снизятся. Чем больше производительность оборудования, тем меньше расходов на производство одной детали.

Бизнес давно понял, что такое франчайзи и франчайзер. Это его свойство минимизировать расходы привлекло предпринимателей полтора века назад. Впервые подобную схему применил Зингер в 1851 году, когда продал право на продажу и ремонт швейных машин на территории США под своим именем.

Риски и подводные камни

Естественно, без сложностей тоже не обходится. Франчайзи многое получает, но за это он вынужден:

  • Платить роялти. Это требует до 10% от прибыли ежегодно.
  • Соблюдать требования владельца бренда. Малейшее нарушение правил грозит штрафами, а при значительных отклонениях возможен разрыв контракта и заморозка бизнеса, франчайзер это прописывает в контракте.

Для компании  франчайзера тоже есть некоторые риски. Недобросовестный партнер может испортить репутацию огромного холдинга. Так, если клиенты отравятся в ресторане далекого города, то никто не будет разбираться, что там был за партнер и на каких условиях он работал, многомиллионные убытки и потеря репутации грозят всему бренду.

От чего зависит стоимость франшизы

Паушальный взнос зависит от суммы, которую франчайзер потратит на открытие нового франшизного отделения. Сюда входит:

  • обучение персонала;
  • поиск помещения, его модернизация под стандарты компании;
  • решение юридических вопросов;
  • маркетинговые исследования.

Цифра может быть индивидуальна для каждого нового партнера, или фиксированная для всех. Правила, по которым работает франчайзинг это не ограничивает жесткими рамками. То же самое касается и роялти, сумма и схема расчета отчислений зависят от политики компании.

франчайзи это
Несмотря на то, что фирмы работают под одним брендом, всю финансовую и налоговую отчетность покупатель франшизы ведет самостоятельно.

Расходы франчайзи составляют от миллиона долларов для открытия ресторана под известным брендом, до нескольких десятков тысяч рублей для ломбарда или небольшой фирмы по ремонту помещений. Чем дороже бренд, тем больше придется заплатить за его использование.

Юридическая сторона

Чтобы понять, что означает слово франшиза в российском законодательстве, требуется изучить статью 1027 Гражданского кодекса «Договор коммерческой концессии».

Интересный факт: в законах РФ не встречается слово франшиза, это термин из экономики, а не из юриспруденции.

В договоре о концессии прописываются следующие условия:

  1. Территориальные ограничения. Место действия соглашения и регион ведения бизнеса.
  2. Временные. Договор может заключаться на определенный период или бессрочно.
  3. Предоставляемые права. Только товарный знак или дополнительные услуги.
  4. Финансовые вопросы. Способ оплаты, паушальный внос и тип расчета роялти.
  5. Цена предоставляемых товаров и услуг. Соглашение о поддержании общей цены на реализуемую продукцию.
  6. Эксклюзивность. Право франчайзера открывать конкурирующие бизнесы в регионе.

В договоре может быть прописаны и такие условия, как сегмент потребителей, с которым имеет право работать франчайзи. Например, он работает исключительно с розничными покупателями, а вопросами оптовых поставок занимается франчайзер.

Физические лица не могут заключать договора концессии, эта возможность имеется исключительно у организаций или индивидуальных предпринимателей.

Несмотря на то, что фирмы работают под одним брендом, всю финансовую и налоговую отчетность покупатель франшизы ведет самостоятельно. Как отдельное юридическое лицо он отвечает перед государством за уплату налогов и сборов, владелец бренда не несет ответственности в случае конфликта с фискальными органами.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии