Нужна консультация?

Что такое этика бизнеса

Бизнес существовал во все времена. Даже когда поселянин менял топор на кувшин, это уже был бизнес. И уже тогда у него была своя этика. Естественно, к XXI веку она претерпела некоторые изменения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

8 (800) 511-91-49
Это быстро и бесплатно!

Основные понятия и правила

Сегодня профессиональная этика включает в себя общечеловеческие ценности и уважение к правам человека, строгое соблюдение трудового законодательства и соблюдение духа и буквы законов страны, где ведется деятельность. В XXI веке бизнес этика это свод понятий и правил, которые позволяют деловому человеку:

  • наладить взаимоотношения внутри своего коллектива, корпоративная этика;
  • организовать продуктивное сотрудничество с представителями других организаций;
  • получить хорошую репутацию у клиентов.

В целом они основываются на уважении к законам и моральным нормам общества, где проводится деятельность.

этика бизнеса включает в себя
Что включает в себя этика бизнеса

Конкуренция тоже должна вестись в рамках определенных норм и правил, основное из которых гласит «поступай с другим так, как хочешь, чтобы он поступал с тобой». Не все средства хороши в достижении целей, черный пиар и грязные технологии приносят больше вреда самому заказчику.

Сегодня этика бизнеса включает в себя следующие аспекты:

  • внутрикорпоративные и межкорпоративные отношения;
  • правила работы с клиентами;
  • профессиональная этика отдельных групп;
  • взаимоотношения руководителя и подчиненного.

У каждого из этих направлений есть свои неписанные, а кое-где и оформленные в документах и законах правила.

Внутрикорпоративная этика

Внутрикорпоративная этика устанавливается правилами и нормами каждой корпорацией в отдельности, на основании принятых в отрасли традиций. Этим занимается HR отдел в соответствии с требованиями руководства.

Основные правила корпоративного управления можно сформулировать так:

  • защита прав каждого сотрудника организации вне зависимости от должности;
  • у каждого работника компании равные права;
  • доступность информации о деятельности предприятия в рамках служебных полномочий.
бизнес этика это
Соблюдение этических правил в бизнес–среде сказываются на деловой репутации.

Особенностью российского бизнес-климата является стихийность возникновения норм поведения. Нормы, существовавшие в СССР, перестали работать с развалом страны. В зависимости от компетенции руководства были уставлены те или иные правила. В последнее время западные технологии применяются и на российских предприятиях. Получилось так, что этика бизнеса это расхождение преодолела, в конечном итоге единые стандарты находят все большее применение.

Межкорпоративные отношения

На переговорах, в общении с партнерами из других организаций, применяются межкорпоративные правила, в соответствие с которыми недопустимо оказывать манипулятивное воздействие. Дело в том, что манипуляции, как и прочие методы обмана, обладают кратковременным эффектом. И даже если они помогут заключить выгодный контракт сегодня, завтра это приведет к финансовым потерям. К тому же, когда работа ведется в узком рыночном сегменте, то информацию о невыгодности сделки для партнера скрыть не удастся.

Отношения с клиентами

В XXI веке технологии продаж XX века перестают работать. Покупатель больше не верит словам «лучшее», «пожизненная гарантия» и прочим громким звукам. Да, в них нет прямого обмана, в конце договора мелким шрифтом всегда пишется, что «лучшее среди трех маленьких производителей».
Сейчас покупатель владеет всей полнотой информации, водить его в заблуждении не только сложно, но и опасно. Судебные издержки могут превысить возможную прибыть, а подчитать, что будет стоить потеря репутации, зачатую невозможно.

Правила этичного общения с клиентом:

  1. Будьте приветливы, но не льстите. Человек и так понимает, что вы хотите продать ему товар или услугу, не стоит ставить его выше себя.
  2. Не давите на клиента. Диалог должен вестись с позиций равенства и партнерства.
  3. Выполняйте обещания и сроки их реализации.
  4. Не допускайте конфликтных ситуаций.
  5. Следите за собой, своей речью и одеждой. Неопрятный продавец – это неуважение к покупателю.
  6. Соблюдение простых правил повысит успешность работника и положительно скажутся на его доходах.
  7. И на моральном состоянии тоже, довольный покупатель показывает, что человек делает на своем рабочем месте нужное дело.

Деловая репутация

этика бизнеса это
В каждой профессии есть свои этические нормы, нарушение которых может повлечь далеко идущие последствия.

Соблюдение этических правил в бизнес–среде сказываются на деловой репутации. Компания с репутацией получает ряд конкурентных преимуществ, это:

  • дополнительное психологическое преимущество перед конкурентами, повышенную ценность ее продукции;
  • при равных условиях потребитель предпочтет ее товар или услугу;
  • высококвалифицированные работники с большим желанием выберут ее как место работы;
  • улучшение работы с дистрибьюторами, поставщиками и клиентами.

Не всегда в бизнесе каждый пункт деятельности можно заранее прописать. В таких случаях оперативное решение вопроса во многом зависит от репутации фирмы.

В российском законодательстве деловой репутации посвящена 152 статья гражданского кодекса. Это нематериальный актив, который со временем может приносить прибыль, например, путем продажи прав на франчайзинг.

В международном праве есть понятие «гудвилл». Это превышение рыночной стоимости фирмы над стоимостью всех ее активов.

Социальные и несоциальные стандарты

Этические отношения можно разделить на социальные и несоциальные. К социальным относится отношение к объектам общества, таким как отдельным гражданам, организациям, общественным группам и государственным правилам.

К несоциальным можно отнести природоохранные и эстетические нормативы. Например, разрушения памятника культуры для строительства нового здания – это неэтичное поведение, объектом которого стал несоциальный объект.

Четко разделить эти нормы сложно, разрушение памятника причинит ущерб отдельным группам, но юридически действие направлено на несоциальную сферу отношений организации.

Этика лидерства

Принимая те или иные решения, руководитель в первую очередь опирается на субъективное восприятие ситуации. Существующие стандарты поведения и этика лидерства в бизнесе помогут избежать ошибок, которые в определенных ситуациях способы быть фатальными. Обиженный работник уйдет к конкурентам, страх сказать начальнику о критическом положении не позволит вовремя принять меры.

стандарты поведения и этика лидерства в бизнесе
Существующие стандарты поведения в бизнесе помогут избежать ошибок, которые в определенных ситуациях способы быть фатальными и навредить вашему бизнесу.

В русском фольклоре есть поговорка «прав не тот, кто не прав, а тот, у кого прав меньше». В данном случае это полностью противоречит этическим правилам. Чтобы не взорвать бизнес изнутри, руководитель должен придерживаться следующих правил:

  • распоряжение рабочей силы не дает право распоряжаться личностью;
  • этичное руководство строится не на власти, а на авторитете;
  • между руководителем и подчиненным не должно быть барьеров;
  • начальник должен верить, что сотрудники заинтересованы выполнять поставленную задачу наилучшим образом.

Этичный руководитель обладает большим авторитетом в коллективе, что повышает эффективность всего бизнеса. Квалифицированный работник не задержится в фирме, где его усилия оцениваются исключительно материально, психологический климат невозможен без этичного отношения руководителя.

Международные особенности предпринимательства

Основой, на которой строится этика бизнеса на международном уровне, является знание законов и этических норм партнеров. Она строится на следующих принципах:

  • уважение к принятым в стране правилам ведения бизнеса;
  • знание международного законодательства;
  • владение информацией о правовой основе предпринимательства в других странах.

Доскональное знание о другой стране невозможно, и бизнесмены терпимо относятся к ошибкам иностранцев. Однако владение информацией может быть неплохим козырем, и неплохо помнить, что во всех странах незнание закона не освобождает от ответственности.

Профессиональная этика

Клятва Гиппократа, адвокатская тайна, военная присяга – эти и другие нормы иллюстрируют профессиональную этику. Не только врачи, юристы и солдаты в своей деятельности выполняют работу, от которой зависит жизнь и судьба людей. Обманутый продавцом покупатель поссорится с женой и будет разрушена семья, нарушивший правила дорожного движения водитель покалечит пешехода. В каждой профессии есть свои этические нормы, нарушение которых может повлечь далеко идущие последствия.

Заключение

В целом все нормы можно свести к одному правилу – не обмани, сделай все, что от тебя зависит, чтобы профессионально выполнить свою работу. Не обмани доверия покупателя, если ты продавец, не превысь меру своей власти, если ты руководитель. Инженер, знай свою работу, и тогда построенный по твоим расчетам мост будет служить внукам и правнукам.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
8 (800) 511-91-49
Это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий