Как правильно оформить возврат товара от покупателя
Случаются ситуации, когда покупателя чем-то не устраивает приобретенный им товар. В подобных ситуациях закон предоставляет потребителю право обмена или возврата покупки. Со стороны покупателя все выглядит легко и просто – он приносит одну вещь и получает взамен другую, или забирает деньги. Но для продавца подобная процедура оборачивается рядом документальных нюансов.
Как оформить возврат товара от покупателя? Рассмотрим основные рекомендации.
Содержание
В каких случаях можно вернуть покупку
Федеральные законы заботятся о правах простых граждан, выступающих в роли потребителей, в связи, с чем оставляет им возможность отказа от купленных товаров в срок, не превышающий 2 недели со дня их приобретения.
В каких случаях этот закон действует:
- Товар имеет брак или неисправен, о чем покупатель не был информирован перед покупкой. Для подобных ситуаций существует экспертиза, которая способна подтвердить заводское происхождение брака, либо установить факт порчи вещи после ее продажи. Если экспертизой устанавливается вина покупателя, его обязывают возмещать расходы на ее проведение.
- Покупатель отказывается от вещи по причине ее несоответствия желаемым характеристикам – весу, габаритам, фасону, цвету и так далее. Клиент будет прав, если его не устроит комплектация, упаковка, при покупке не будет требуемой сопроводительной документации.
Стоит отметить тот факт, что слово закона о Защите потребительских прав ориентировано, прежде всего, на замену продукции, более подходящую покупателю, а не на возмещение денежных средств.
Продавец обязан найти в магазине иную вещь, соответствующую желаниям потребителя. Если причиной возврата был брак, то взамен необходимо предложить тот же товар, аналогичного размера, фасона, цвета.
Условия материального возмещения
Если продавец и покупатель не договорились о возможности замены покупки, выход остается один – оформить заявление на возврат денег за товар. В магазине могут принять продукцию обратно лишь при условии сохранения ее товарного вида. Это значит, что вещью не пользовались, ее внешний вид не испорчен, а потребительские свойства сохранены, фабричные пломбы на месте.
Некоторые потребители сомневаются, что смогут получить свои деньги обратно, если у них не сохранились чеки. Чек является подтверждением того факта, что вещь была приобретена именно в данной точке продаж. Но отказать в возврате по причине отсутствия чека магазин не вправе, если у покупателя нашлись свидетели совершения покупки.
К сожалению, иногда подобные ситуации могут довести до судебных разбирательств, поэтому проще предусмотрительно сохранять чек в течение двух недель после приобретения вещи.
Документальное оформление
Перейдем к документальным тонкостям. Процедура возмещения покупки осуществляется различными способами, в зависимости от дня возврата. Покупатель может принести товар обратно в тот же день, до закрытия кассовой смены, либо в течение 14 дней не считая дня покупки. Рассмотрим каждый из случаев.
Возмещение покупки в тот же день
Для приема товара от покупателя в тот же день, когда покупка была совершена, следует запросить паспортные данные и чек, либо письменное свидетельство третьих лиц при отсутствии чека. Если потребитель желает получить другую вещь, аналогичную отвергнутой, письменного заявления можно и не оформлять. При денежном возмещении рекомендуется письменно зафиксировать ситуацию, заполнив образец бланка возврата товара от покупателя.
Далее продавец обязан оформить накладную ТОРГ-13, которая послужит основанием для дальнейших корректировочных записей в бухгалтерском и кассовом учете. Бланк оформляется в двух экземплярах, в графе «Отправитель» в них необходимо указать потребителя, а в графе «Получатель» — продавца.
Затем стоит приступать к возврату денежных средств. Вычитать нужную сумму следует из той кассы, куда поступили деньги за эту покупку, сделать это нужно до снятия Z-отчета. В конце смены необходимо составить акт КМ-3 и внести соответствующую запись в кассовый журнал и справку-отчет кассира.
Возврат в другой день
Чаще всего рядовой покупатель начинает предъявлять претензии к приобретенной вещи через пару дней, после того как принесет ее домой и хорошо рассмотрит. Как поступить, если покупатель принес товар обратно спустя несколько дней? В таком случае продавец обязан принять от него заявление.
Образец заявления на возврат товара надлежащего качества не отличается от образца для обмена или возврата некачественной продукции, необходимо лишь правильно изложить в документе суть ситуации. Вместе с самим покупатель обязан предъявить паспорт и чек, либо свидетельские показания.
После приема заявки составляется накладная ТОРГ-13, как и в предыдущем случае. Акт КМ-3 не требуется, так как денежные средства придется извлекать не из операционной, а из главной кассы предприятия, для чего дополнительно следует составить расходный ордер по форме КО-2.
Тонкости оформления заявления
Как написать заявление на возврат товара? Будь то продукция надлежащего качества, или бракованные вещи – заявка не имеет унифицированной формы и может быть напечатана, или написана от руки.
Главное — следовать определенным требованиям и указывать в документе необходимые элементы, чтобы избежать неприятных ситуаций:
- Заявление должно содержать реквизиты торговой точки – юридическое название, адрес, контакты, ФИО директора.
- ФИО заявителя, контакты для обратной связи – адрес, телефон.
- Наименование документа – заявление на возврат или обмен.
- Суть ситуации – был приобретен товар ненадлежащего качества/надлежащего качества (но не подошел по размеру, цвету и т.д.).
- Предлагаемое решение от покупателя – обмен покупки на аналогичную, или возмещение затрат.
- Подпись заявителя с расшифровкой.
Для упрощения задачи можно воспользоваться образцами заполнения бланка заявления на возврат товара от покупателя:
Как отразить возврат в декларации
Еще одной сложностью, которой оборачивается данная ситуация – многие неопытные предприниматели и бухгалтеры не знают, как отразить возврат товара от покупателя в декларации по НДС.
Если речь идет о декларировании доходов по упрощенной системе налогообложения, то особой проблемы не возникает, так как предприниматель на УСН не является плательщиком НДС. Необходимо лишь произвести корректировку доходов и расходов в соответствующих книгах учета. В графе «Доходы» сумму покупки стоит указать со знаком минус. В графе «Расходы» со знаком минус отображается себестоимость товара.
В случаях, когда продавец обязан уплачивать НДС с реализованных товаров, ситуация несколько усложняется. Как поступать в таком случае? Нередко бухгалтера оформляют возврат как обратную реализацию, что по мнению Минфина является неверным решением.
Для данных ситуаций предусмотрены особые проводки для отражения в бухгалтерском балансе, а сумму налога с покупки можно не включать в налоговую базу по НДС. При этом налоговую службу не интересует причина возврата товара и его качество.
Какой товар нельзя вернуть
Существует перечень непродовольственных товаров, которые продавец не имеет право принять обратно или возместить их стоимость:
- Косметические средства и парфюмерия.
- Строительные материалы и отделочная продукция, реализуемая по метражу.
- Животные и растения.
- Средства личной гигиены (ватно-гигиеническая продукция, средства ухода за полостью рта, бумажная продукция, предметы интимной гигиены и прочее).
- Ювелирные изделия.
- Бытовая химия.
- Бытовая мебель.
- Швейная продукция (трикотаж, чулочно-носочные изделия).
- Текстиль (товары из льняных, х/б, шерстяных, шелковых и прочих видов тканей, а также нетканые изделия).
- Ряд транспортных средств различных категорий.
С полным списком можно ознакомиться в Правилах продажи отдельных видов продукции, утвержденными постановлением Правительством РФ. Стоит отметить, что данный список не имеет никакого отношения к онлайн-магазинам и прочим средствам дистанционной торговли. Для таких случаев возврат предусмотрен для любой группы товаров. Исключением являются лишь индивидуально изготовленные заказы при условии их исправности – такие вещи обратно не примут.