Регистрация торговой марки в России самостоятельно
Маркетинговый курс компаний нацелен не только на выпуск товара высокого качества, но и на оформление его наружного облика для привлечения потенциальных покупателей. В обстановке высочайшей конкуренции, когда одинаковый товар выпускается несколькими разными предприятиями, важно выделить свою продукцию.
Выполнить это можно с помощью разработки фирменного товарного знака – изображения, состоящего из набора символики, букв и графики, показывающего особую философию компании, ее главную идею. Однако разработкой своего характерного знака не завершается его создание: проводится процедура регистрации торговой марки. Самостоятельно выполнить поэтапную процедуру поможет наш материал.
Содержание
Определение
Для более доступного и простого ориентирования на рынке товаров и услуг производители пользуются так называемыми средствами индивидуализации. Законодательство РФ приравнивает их к интеллектуальной деятельности, таким образом, и регулирование происходит по таким же нормам. Необходимо тут же конкретизировать, что в российских законах упомянут лишь товарный знак или знак обслуживания. Применение таких определений, как торговая марка или бренд, с юридической точки зрения не зафиксировано.
Государственная регистрация товарных знаков, торговых марок и брендов нужна, чтобы защитить интересы правообладателя, услуги, продукции.
Подготовительный этап для регистрации товарного знака
Торговые марки в России, прошедшие регистрацию, охраняются гражданским и уголовным законодательством. Но в преддверии похода в Патентное ведомство, следует выполнить определенные мероприятия:
- Сделать заказ дизайнерам на разработку торговой марки, которая будет представлять собой буквенное, символьное и графическое сочетание.
- При обращении в Роспатент, произвести предварительный поиск патента, обнаружение похожих по внешности торговых марок, которые уже были зарегистрированы в мире.
Требования к новой торговой марке следующие:
- Нельзя повторяться с уже имеющимися брендами, в особенности с компаниями из той же отрасли.
- Не должна содержать указаний на место производства продукции, его качество и вид.
В момент поступления заявки в Федеральное ведомство промышленной собственности начинается процедура регистрации товарного знака.
Этапы регистрации торговой марки
Регистрация торговой марки в России самостоятельно проводится лишь юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Для начала процедуры нужно уточнить конкретно область деятельности.
После этого проводится в Роспатенте регистрация торговой марки. С этой целью составляют и подают заявление в Роспатент. В документе указывается, что вы просите сделать автоматизированный поиск с указанием сферы деятельности, категорию производимой продукции, который должен соответствовать международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
После того, как заявка будет рассмотрена, представители Роспатента могут направить формальный запрос, когда имеются трудности с обрисовкой торговой марки или со списком товаров и услуг. Если такой запрос получен, то ответить на него необходимо в течение трех месяцев с момента отправки.
Если проведенная экспертиза выявит заявки или торговые марки, подобные вашей, то в данной ситуации также отправляется уведомление. Ответ на такое сообщение должен поступить в Роспатент не позже 6 месяцев с момента его отправки.
После того, как все вопросы будут улажены, в Роспатенте принимается решение о регистрации торговой марки или об отказе. При отрицательном результате каждый вправе опротестовать решение в судебном порядке. При положительном решении необходимо заплатить за госпошлину и получить свидетельство.
Ошибки при регистрации товарного знака
Для регистрации торговой марки необходимы особые знания и опыт. Консультация со специалистом поможет избежать ошибок, приводящих к потере времени и средств, а через некоторое время может привести к проблемам с конкурентами.
При регистрации торговой марки предприниматель должен четко ставить перед собой цели: услуги, производство и проч. Для слов и изображений в знаке лучше использовать отдельную регистрацию. Так можно будет проводить комбинацию изображения, применяя их отдельно.
Необходимо соблюдать правила и классификацию МКТУ. В зависимости от класса торговой марки будут определяться доменные зоны, для которых нужны соответствующие документы.
Следует посвятить время для поиска схожих обозначений. Своевременно внесенные корректировки помогут избежать недобросовестных конкурентов и сократят время и порядок процедуры регистрации.
Для экономии средств не нужно регистрировать товарный знак на нескольких языках. Предпринимателю сложно будет доказать свою правоту, если конкурентами будет использовано одно из слов. Не рекомендуется регистрировать торговую марку одновременно на несколько собственников.
Регистрация за рубежом
Международная регистрация торговой марки включает в себя процедуру приобретения охранного документа на интеллектуальную собственность в форме фирменного обозначения организация в тех государствах, где компании заявитель не считается резидентом.
Торговые знаки бывают нескольких категорий, среди которых выделяют следующие группы:
- Марка производителя – самый распространенный тип. Ее создает компания-производитель, и она принадлежит ей.
- Марка продавца или частная — производится магазином, дилером или посредником. Используется для привлечения потребителей, которые предпочитают покупать продукцию по небольшой стоимости.
- Лицензионная – единственный тип, который не принадлежит конкретно владельцу товара. Его связывают с использованием имен знаменитых личностей и проч.
- Совместная – изредка встречающийся тип, который используют сразу две компании.
Зарегистрировать торговую марку дело довольно хлопотное и дорогостоящее. Однако с практической точки зрения, оно того стоит. Для потребителей множество продуктов становятся известными благодаря символам на упаковке. Если знак легко запоминается, то успешность компании на рынке обеспечена уже на 50%.
Имеется два способа для проведения такой процедуры:
- Мадридская система;
- Национальное патентное ведомство.
Самым быстрым способом оформления регистрации является подача заявки в соответствии с международной процедурой (Мадридское соглашение). Стоимость такого сертификата больше, но получают его в течение 6-12 месяцев, а действие его будет подтверждено почти в 100 странах.
Заключение
Торговая марка, прошедшая регистрацию, охраняется законодательством, по этой причине, если конкуренты захотят реализовать свою продукцию под брендом определенной компании, то их привлекут в судебном порядке и заставят оплатить компенсацию собственнику торговой марки.
Поскольку охрана торговой марки наступает со времени подачи заявления, то при судебном разбирательстве компенсация может требоваться с момента приоритета.