Как зарегистрировать товарный знак: пошаговая инструкция
Представьте себе такую ситуацию – компания провела маркетинговые исследования, выявила целевую аудиторию, заказала у дизайнера логотип, создала под него слоган, организовала рекламную компанию, и начала успешно продвигать свой товар. Вложения еще не окупились, но перспективы открываются весьма радужные.
И вот в один прекрасный день на рынке появляется аналогичная продукция, с тем же самым логотипом, но принадлежит она совсем другой фирме. И защититься от этого оказалось невозможно, так как по закону о товарных знаках защита прав осуществляется только для официально зарегистрированных товарных знаков. А это процедура пройдена не была.
Содержание
Где зарегистрировать логотип
На данный момент регистрацию товарных знаков осуществляет Федеральная служба по охране интеллектуальной собственности (Роспатент). Она находится в подчинении Министерства по экономическому развитию (МЭРТ) и действует на основании разработанной им документации, является участником международной системы по защите авторских прав.
Знак, который прошел процедуру госрегистрации, используется не только на территории РФ, но и за рубежом.
Узнать, кто осуществляет регистрацию товарного знака, сроки и стоимость, а также подать заявку в электронной форме можно непосредственно на сайте Роспатента.
Эта организация фиксирует права не только на продукцию коммерческого использования, но и подтверждает уникальность научных изобретений. В ее подчинении находятся два научно-исследовательских института и академия для подготовки профильных специалистов.
С чего начать
Чтобы закрепить за собой товарный знак, придется потратить немало времени (процесс может занять от 6 месяцев до года), денег на уплату пошлин и сил. Поэтому надо предварительно учесть обстоятельства – его эффективность и привлекательность, и уникальность.
На данный момент рассматривается возможность практики предварительной патентной заявки. Так как сократить срок принятия решения невозможно по техническим причинам, Федеральной службой по охране интеллектуальной собственности будет выдаваться временное разрешение.
Создание логотипа
Не каждый знает, что это такое товарный знак, его основной функцией является создание положительного образа компании, привлечение потенциальных покупателей и мотивация к повторным покупкам товаров и услуг.
Поэтому начинать необходимо с аналитической работы, изучения целевой аудитории и ее сегментации:
- определение покупательских предпочтений – кого заинтересует бренд;
- влияние на потребителя – какую выгоду он получит от покупки;
- почему именно мы – в чем преимущества конкретного товара;
- изучение конкурентов на рынке, прямых и косвенных – с кем придется бороться.
После этого за работу приступает специалист по тестам. Он создает нейминг фирмы – несколько слов или фраз, способных заинтересовать клиента. На основании разработанного нейминга дизайнер придумывает несколько вариантов графического оформления, которое исследуется с помощью фокус — групп.
Для оформления используется не только графические решения, но цифровые и буквенные написания. Выбрав лучший, пора переходить к проверке уникальности.
Уникальность
Прежде чем внести заявку на регистрацию товарного знака, проверить в реестре базы роспатента его уникальность можно через сеть интернет, на официальном сайте Федеральной службы по охране интеллектуальной собственности. Но тут может возникнуть неожиданная проблема.
Если две организации подают на регистрацию схожий знак, то будет оформлена та заявка, которая пришла первой.
Роспатент не выкладывает в открытый доступ те материалы, которые только рассматриваются. А процедура затягивается на долгий срок, что способно привести к появлению аналогов. Поэтому на этом этапе предпочтительнее обратиться к специалистам, проверяющим уникальность.
Подготовка пакета документов
Это ответственный этап, поскольку на его проверку отводится целый месяц. Несоответствие в одной букве названия в лучшем случае приведет к ошибке, которую допустил при этом Google. В худшем – бумаги вернутся обратно, придется их подавать заново, и опять платить пошлину.
Пошаговая инструкция как самостоятельно зарегистрировать товарный знак говорит о том, что необходимо подготовить заявку.
В ней указывается:
- Дата, входящий и регистрационный номера. Заполняется принимающим сотрудником.
- Адрес компании. Требуется указывать не юридический адрес, а место фактического нахождения, чтобы вести переписку с регистратором.
- Полное наименование юридического лица или частного предпринимателя, код ОКПО.
- Графическое изображение и текстовое описание объекта.
- Тип знака. Коллективный, звуковой, объемный.
- Товар или услуга, для которых испрашивается регистрация.
- Перечень прилагаемых документов, с количеством листов и экземпляров.
Заявка составляется в двух экземплярах, виды товарных знаков в примерах описываются так:
(Описание для обычного футбольного мяча) – круглый объемный предмет, который состоит из шестиугольных элементов на плоской поверхности, со свето теневыми переходами. Цвет отдельных элементов красный, синий и желтый. В верхней части выделяется овальное отверстие. На одном из элементов есть надпись шрифтом Calibri «Спартак – чемпион».
Кроме самого заявления, необходимо приложить:
- 5 цветных и 5 черно-белых фотографий или распечаток знака. Их необходимо сделать на листах бумаги размером 15х15 см.
- Перечень, по каким товарам и услугам проходит классификация. Их всего 542, и выбрать необходимый будет совсем непросто. При этом необходимо ограничивать аппетиты, пошлина взимается за каждый код классификации отдельно.
- Текстовое описание.
- Квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Долгое ожидание результата
Через месяц придет уведомление, что документы приняты, и они отправляются на экспертизу, за которую придется уплатить еще одну пошлину, на этот раз 8500 рублей.
Платеж за экспертизу рекомендуется сделать сразу при подаче заявки, это сократит сроки. Но в случае отклонения заявки вернуть средства будет достаточно сложно, необходимо будет писать ходатайство.
На основной экспертизе будет дано окончательное решение о возможности присвоения прав на товарный знак.
В нем будет отказано в случае если:
- аналогичный символ является собственностью другой компании или физического лица;
- используемые в нем элементы взяты из чужих логотипов;
- используется запрещенная символика, способная оскорбить чувства отдельных категорий граждан;
- является общеупотребительным. Например, слово «топор» применяется в широком обиходе, и его словесную форму или изображение закрепить за собой не получится;
- используется официальная символика государства. При этом не важно, российская или зарубежная;
- вводит покупателя в заблуждение. Например, «колбаса из мяса птицы» с изображением коровы;
- имеются упоминания о российских известных людях или применяются части художественных произведений;
- есть и формальные признаки, по которым регистрация будет исключена. Это несвоевременная оплата пошлины и отсутствие связи с заявителем.
В нем есть его изображение и реквизиты правообладателя. Оформляется на специальном бланке размера А4, с указанием срока действия. В этот период лого можно помечать знаком правовой охраны товарного знака – буквой R в круге ®.
Правовая защита
Чтобы пресечь незаконное использование товарного знака без согласия правообладателя, существует ст 180 УК РФ. Она предполагает суровое наказание в виде штрафа до 200 000 рублей или исправительных работ до двух лет.
Но все может быть гораздо серьезнее, если деяние совершила группа лиц. То есть, если в подпольном цеху, на коленке, мастер-самоделкин изготовил некий товар и прилепил к нему шильдик известной компании, он будет наказан не так сурово, как предприятие. В этом случае штраф начинается с суммы в 500 тысяч, и заканчивается 1 миллионом. Это если повезет, потому что дело может закончиться тюремным заключением на 6 лет.
Если правообладатель заметил, что его собственность используется незаконно, он может обратиться в правоохранительные органы или к патентному поверенному для установления факта нарушения закона.
Есть еще один вариант решения проблемы – нарушитель приобретает лицензию на использование товарного знака. Конечно, это зависит от желания правообладателя его продать, лицензионный договор на использование между юридическим лицами часто используется при предоставлении франшизы.
На какой срок компания становится правообладателем
Гражданский Кодекс РФ в 1489 статье устанавливает, что срок действия свидетельства на товарный знак составляет 10 лет. Но здесь надо учесть несколько моментов:
- Отсчет начинается с момента подачи заявления. Со времени подачи заявки до ее окончательной регистрации компания может его использовать, но ей запрещено называть это зарегистрированным товарным знаком, и проблемы могут возникнуть, если он окажется неуникальным.
- После того, как закончился 10-летний срок, компании дается 6 месяцев на повторную регистрацию права. В противном случае этот знак сможет оформить на себя любое другое предприятие или физическое лицо.
Хотя пошлина за продление срока действия исключительного права составляет более 20 000 рублей, популярный бренд стоит гораздо дороже. Поэтому надо тщательно следить за сроками свидетельства, так как Роспатент не берет на себя обязательств по рассылке напоминаний забывчивым правообладателям.
Если срок пропущен, то владелец может подать новую заявку на тот же самый символ. И получит разрешение только в том случае, если его никто не опередил.
Продлевать свидетельство можно неограниченное число раз, при этом каждый раз только на 10 лет. Других сроков законодательством РФ не предусмотрено.