Нужен ли бухгалтер для ИП и как его выбрать
Предпринимательская деятельность сопряжена с множеством сложностей. Владельцу бизнеса необходимо решать множество организационных вопросов, сталкиваться с непредвиденными обстоятельствами, неожиданными сложностями. Помимо текущих проблем фирмы, необходимо также следить за денежными поступлениями и расходами, которые требуют строгого учета и отчетности. Вопросы финансового характера должны решаться в соответствии с действующим законодательством, поэтому грамотное ведение бухгалтерии для ИП – это тоже важная задача. Каким образом можно с ней справляться и как не потонуть в отчетностях мы подробно рассмотрим в этой статье.
Содержание
Необходимо ли бухгалтерское сопровождение для ИП
Начиная предпринимательскую деятельность, некоторые начинают сомневаться: а нужен ли бухгалтер для ИП? Но работа с финансовыми документами – не такое простое дело, которым оно может показаться на первый взгляд. Да и не совсем хорошая методика вести учет денежных средств по старинке в блокнотике или записной книжке, и совсем глупая идея — держать всё в своей голове.
Даже если предприниматель выбрал упрощенную систему в качестве формы налогообложения, у него не всегда может хватить знаний и самое главное — времени для составления верных отчетов. Но правила налогообложения строго регламентируют вопросы данного характера, а ответственность за неправильное составление документов ложится на плечи владельца бизнеса.
Если налоговая отчетность организована грамотно, то предприниматель может надеяться на редкие встречи со службами налоговой инспекции. В противном случае, за ошибки он будет расплачиваться собственными средствами, так как нарушения наказываются штрафными санкциями.
Запущенные случаи приводят к банкротству, потере имущества и прочей ликвидной собственности. Если выявляются факты нарушения законов РФ, то наступает уголовная ответственность.
Что и говорить о важности таких вопросов, как грамотный и своевременный контроль финансовых движений в фирме — качественное бухгалтерское сопровождение бизнеса во многом может определить успех и доходность всего предприятия в целом.
Основные функции бухгалтерии
Бухгалтерия в своем первоначальном предназначении была призвана контролировать расходы и доходы предприятия. Но с учетом современных технологий и новых сфер предпринимательской деятельности, функции бухгалтера могут быть серьезно расширены.
Сегодня в список услуг бухгалтера для ИП входят следующие задачи:
- Использование компьютерных программ для фиксирования и отображения результатов деятельности предприятия.
- Анализ финансовой деятельности с целью выявления ее сильных и слабых сторон, что в дальнейшем поможет повысить эффективность работы предприятия.
- Контроль распределения активов предприятия для получения дополнительной прибыли и для предотвращения убытков.
- Формирование целостной картины деятельности фирмы для руководителей и инвесторов.
- Формирование отчетности для налоговых органов с учетом современных норм и новаций.
Говоря простым языком, бухгалтерия призвана показать, на что тратятся деньги предпринимателя и насколько эффективно работает его фирма, а также гарантировать отсутствие претензий со стороны правоохранительных органов и налоговых служб.
Способы организации бухгалтерии
Предприниматель, который приступает к осуществлению коммерческой деятельности, может выбрать для себя несколько вариантов ведения бухгалтерской и налоговой отчетности фирмы:
- Заключение договора обслуживания с аутсорсинговой компанией.
- Включение в официальный штат предприятия квалифицированного специалиста для ведения бухгалтерии.
- Заключение договора на оказание бухгалтерских услуг с физическим лицом (куратором).
- Изучение основ учета самим предпринимателем.
Рассмотрим более подробно каждый из вариантов.
Самостоятельное ведение бухгалтерии
Совместить функции руководителя и бухгалтера для ИП – сложная, но осуществимая задача. Владелец бизнеса должен иметь достаточные знания теории бухучета, а также обладать определенным практическим опытом. Если у Вас нет ни того ни другого, то придется научиться в кратчайшие сроки. Это будет задачей номер один после легализации деятельности при настроенном бизнес процессе.
Российское законодательство в данной сфере еще далеко от совершенства, в связи с этим правила налоговой отчетности регулярно пополняются поправками и нововведениями. Незнание всех этих тонкостей не освобождает от ответственности, в связи с чем начинающие предприниматели часто платят за неопытность штрафами и в крайне редких и запущенных случаях — уголовной ответственностью.
Такой вариант подходит фирме с небольшим денежным оборотом и отсутствием капитала для содержания дополнительной штатной единицы. Таким образом, владелец небольшой организации может вести учет самостоятельно. В иных случаях стоит рассмотреть следующие возможности.
Лайфхак: Можно вести бухгалтерию самостоятельно при автоматизации через профильные сервисы. Например МоеДело или Контур.Эльба.
Штатный бухгалтер
Грамотный специалист в штате способен вовремя реагировать на любые обстоятельства, касающиеся финансовых сторон деятельности предприятия. Это значительно минимизирует риски отчетного плана, а также позволит вовремя избежать неоправданных расходов.
Но дополнительная штатная единица сама по себе означает значительные расходы. Для сотрудника необходимо организованное рабочее место с соответствующим оборудованием, он нуждается не только в регулярной заработной плате, но также в отпускных и больничных.
Бухгалтер по найму
Бюджетным вариантом для небольшой фирмы станет заключение договора с бухгалтером по найму, или куратором. Кураторы могут обслуживать несколько фирм одновременно, для них такая форма взаимодействия является способом дополнительного заработка.
Подобная альтернатива выгодна и для ИП – специалист не потребует отдельного рабочего места или специального оборудования, стоимость его услуг не сопоставима с зарплатой штатного сотрудника.
Где искать таких специалистов? С учетом современного развития удаленной работы, есть шанс найти множество бирж фриланса, которые предлагают услуги бухгалтера на дому для ИП. Вакансии подобного рода также интересуют штатных бухгалтеров в частных фирмах города, они могут предлагать свои кандидатуры в газетах с объявлениями и на соответствующих сайтах.
Аутсорсинг
Такая форма взаимодействия предполагает осуществление бухгалтерской деятельности целой командой квалифицированных специалистов, которые не находятся в штате предприятия.
Аутсорсинг бухучета – это работа сторонней компании, сотрудники которой заинтересована в процветании фирмы-партнера.
Для средней или крупной фирмы сотрудничество с аутсорсинговой фирмой имеет множество преимуществ:
- Специалисты аутсорсинга постоянно и неукоснительно составляют отчеты и ведут финансовый учет деятельности.
- Сотрудники компании-аутсорсера не уходят разом в отпуск или на больничный, поэтому перерывов в их работе не бывает.
- Предприниматель не нуждается в организации рабочих мест, ему не нужно приобретать дорогостоящие программы.
- Оплата работы фирмы-аутсорсера стоит значительно меньше, чем заработная плата штатного сотрудника или работа частного бухгалтера для ИП.
- Как правило аутсорсер берет на себя ответственность за возможные ошибки при ведении бухгалтерского и налогового учета. В случае начисления штрафов от правоохранительных органов, ответ будет держать именно аутсорсинговая компания.
Можно сэкономить: Многие банки при открытие расчетного счета ИП могут оказывать услуги бесплатного бухгалтерского учета для ИП без сотрудников на УСН. Или предоставлять в аренду своего бухгалтера и вести кадровый учет за вполне вменяемые деньги. Такие услуги есть в МодульБанке, Тинькофф, Точке, Альфе и других. Задавайте вопросы банковским агентам когда налоговая сольет ваши контакты с молотка — хоть какая-то польза будет от них.
Автор статьи делегировал вопрос ведения бухгалтерского и кадрового учета интернет-бухгалтерии и настроил интеграцию с МодульБанком. При тарифе до 5 сотрудников затраты составляют примерно 13 — 15 тысяч в год (просите скидок у менеджеров, они их дают или покупайте под новый год).
Личный кабинет представлен на фото ниже. Кнопок много, но они все достаточно логично сгруппированы и за один вечер можно спокойно разобраться. А после выпуска электронной цифровой подписи и заключения договора на электронный документооборот с ПФР можно вести бухучет и отчитываться перед органами парой кнопок в личном кабинете.
Если сотрудников мало, то возможно стоит все-таки попробовать бухгалтерию от банка, где открыт расчетный счет. Бухгалтер МодульБанка например сам сдает отчетности в контролирующие органы и вам даже не понадобится выпускать цифровую подпись.
Как сделать правильный выбор
Есть несколько факторов, на которые следует обратить внимание предпринимателю, прежде чем сделать выбор в пользу того или иного варианта.
- система налоговой отчетности – ОСНО гораздо сложнее и чаще затратнее УСН;
- объемы денежных потоков и документооборота, с которыми предстоит иметь дело специалисту бухучета;
- влияние сезонов года на прибыль фирмы;
- ведение внешнеэкономической деятельности – сотрудничает ли фирма с зарубежными партнерами, но в 2018 году законодательство позволило банкам выполнять функцию валютного контроля;
- штат сотрудников – чем больше работников занято в фирме, тем больше времени требуется на сопровождение их деятельности с финансовой стороны вопроса;
- объем средств, которые предприниматель готов потратить на работу специалиста бухучета.
Только проанализировав эти факторы, следует решать вопрос ведения бухгалтерии. От этого зависит целесообразность затрат на грамотного специалиста, а в дальнейшем – успех и благосостояние всей фирмы.
Обхожусь сейчас без бухгалтера и использую сервис — 1С Бизнес старт и доволен им. Поддержка помогает круглые сутки и оплата небольшая всего 400 рублей за месяц. Удобно пользоваться и в принципе не очень трудно, хотя сложно иногда бывает.