Как заполнить форму 4 отчет о движении денежных средств
Денежные средства — один из основных ресурсов, обеспечивающих успешность ведения бизнеса. Поэтому, рациональное распределение и использование денег является приоритетным принципом, для в эффективного управления. Важнейшим инструментом для контроля и управления финансов, является отчет о движении денежных средств, скачать бланк формы 4 которого можно, щелкнув сюда.
Содержание
Общая информация
Бланк формы был утвержден в 2010 году, приказом № 66н Минфина. Обязателен для применения во всех организациях, ведущих коммерческую деятельность, кроме:
- бюджетных;
- страховых компаний;
- кредитующих организаций.
Данные, отраженные в документе, играют важную роль как для внутреннего менеджмента, так и для прочих заинтересованных субъектов, а именно — акционеров, кредиторов, инвесторов и т.д. Анализ формы 4 позволяет показывает детализированное движение денежных потоков организации, а также, получить следующую информацию:
- размеры и источники поступления денег на счета;
- статьи оприходования средств;
- рентабельность деятельности;
- соотношение имеющихся средств с суммой, необходимой для обеспечения основной деятельности;
- хватает ли имеющихся денег, для выполнения актуарных обязательств;
- достаточно ли внутренних ресурсов, для ведения инвестиционной деятельности.
Документ сдается в контролирующую инстанцию, с периодичностью — один раз в год. Правила допускают отсрочку сдачи отчета, до ближайшего рабочего дня, если период сдачи приходится на праздничный или выходной день. При этом, сдать форму необходимо в срок, не превышающий три месяца, после завершения отчетного периода.
Достоверность данных, указанных в отчете, находится в поле ответственности руководителя предприятия и главного бухгалтера. Нарушение правил, регламентируемых законом, чреваты наказанием в виде административного штрафа.
Структура отчета
Данные, внесенные в документ, разделяются по таким направлениям деятельности:
- операционная;
- инвестиционная;
- финансовая .
Применение такого способа, демонстрирует реальную финансовую ситуацию в каждом отдельном направлении. Выделение каждого потока позволяет исключить «маскировку» убыточности организации за обобщенным значением совокупного финансового потока. Данные направления анализа формируют структуру документа.
Основная деятельность
К этой части относятся все операции, приводящие к получению прибыли, от реализации основных задач компании. Раздел учитывает такие статьи:
- чистые поступления и убытки, связанные с рассматриваемым направлением;
- расходы административного характера;
- оплата труда;
- расходы на уплату процентов, комиссий, налога на полученную прибыль;
- поступившие дивиденды;
- другие статьи.
Инвестиционная деятельность
Раздел включает статьи всех долгосрочных операций, связанных с получением дохода в долгосрочной перспективе. В частности, рассматривается вложения в активы по таким направлениям:
- покупка и/или реализация дочерних организаций;
- покупка недвижимости, для получения долгосрочной прибыли;
- покупка/продажа активов не оборотного характера и средств, участвующих в производственном процессе.
Финансовая деятельность
Блок включает потоки, обеспечивающие изменения объема и структуры чистого актива компании и средств, относящихся а заемным:
- выпуск акций любого типа, а также, выкуп ЦБ у их держателей;
- уплаченные дивиденды;
- прибыль от продажи долговых обязательств.
Приведенный перечень и состав статей документа, не является строгим. Каждая организация или предприятие определяют самостоятельно степень детализации и состав отчетного документа, в рамках данной структуры.
Методики построения отчета
На практике применяется два варианта построения подробного отчета. Каждая методика составления отчета о движении денежных средств и порядок заполнения документа опираются на указанную структуру.
Прямой метод и его особенности
Формирование документа предполагает предоставление информации о совокупных поступлениях и расходах, имеющих отношение к реализации основных задач. Данные берутся из:
- отчета о прибыли и убытках предприятия и баланса;
- учетных записей предприятия.
Первый вариант более универсальный и простой. Второй, на практике, является достаточно трудоемким. Необходимо проанализировать и классифицировать большое количество операций.
Процесс является непростым для внутренней бухгалтерии организации. Проблема заключается и в ограничении доступа к некоторым данным для сторонних субъектов. Это мешает заинтересованным лицам оценить все аспекты, рассмотренные в отчете.
Недостаток метода заключается в невозможности отследить связь между изменением общего объема имеющихся средств и денежного результата, за рассматриваемый период.
Выделяются такие преимущества данного метода:
- можно отследить откуда приходят и куда направляются средства;
- позволяет быстро сформулировать выводы о том, насколько имеющиеся средства позволяют покрывать актуальные обязательства;
- отчет привязан к бюджету поступления и выплат;
- легко отслеживается взаимосвязь между реализацией и выручкой.
Данные, содержащиеся в документе, являются необходимыми для оценки ликвидности предприятия в разрезе долгосрочного анализа. Это возможно, благодаря детальному рассмотрению движения потоков по трем направлениям.
Косвенный метод
Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств предполагает задействование статей, связанных с основной деятельностью.
Принцип построения такого документа, является противоположным предыдущему методу и состоит из таких этапов:
- определение чистой прибыли, на основании соответствующей отчетности;
- суммирование ЧП и затрат, не оказывающих влияющих на движение денег;
- суммирование и отнимание всех изменений статей текущих активов, кроме статьи «Денежные средства»;
- суммирование и отнимание изменений по операциям, связанным с краткосрочными обязательствами, без выплаты процентов.
Данные, содержащиеся в отчете демонстрируют:
- взаимосвязь между разными направлениями и видами деятельности организации;
- зависимость между объемами чистой прибыли и оборотного капитала.
Образец заполнения
Как заполнить форму 4 отчет о движении денежных средств, образец: отчетная форма разделена на три блока, строки которых содержат информацию о денежных поступлениях и расходах за отчетный период. Инструкция по заполнению предполагает расшифровку дебетовых и кредитовых оборотов, указания данных по бухгалтерским счетам, в контексте основной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.
Заполнение шапки бланка предполагает такую очередность действий:
- Внесение информации об организации: название, ИНН, вид экономической деятельности;
- Разделение потоков на три категории операций, с выделением двух подкатегорий (поступления, платежи);
- Отображение сумм, прошедших по конкретным операциям за текущий период, в графах 3 и 4 (за отчетный и за предыдущий год).
Каждой строке присвоен код — от 4110 до 4490. В каждом разделе, первая строка содержит общую сумму поступлений (4110, 4220, 4320). Последующие строки в разделе содержат детальную информацию о движении средств по той или иной статье.
Сальдо денежный потоков указано в строках, завершающих каждый раздел: 4100, 4200 4300. Общее сальдо фиксируется в строке 4400 и представляет собой сумму соответствующих значений всех трех категорий. При этом, если итоговое значение отрицательное, оно указывается в круглых скобках.
Результирующие данные, также включают сумму остатков денежных средств и их эквивалентов на период начала года (указывается в строке 1445). При этом, данные должны совпадать с данными из графы 1250. Любые отклонения и несоответствия должны быть дополнительно расшифрованы.
В строке 4500 фиксируется сумма, отражающая остаток денежных средств и их эквивалентов на конец года. Строка должна быть в соответствии с суммой в строке 1250. Как и в предыдущем случае, несоответствие значений требует дополнительных пояснений. Строка 4490 содержит итоговую сумму, отражающую влияние изменений курса валют.
В случае получения средств в иностранной валюте, в отчете необходимо указывать конвертированное значение в национальной валюте.
При этом, перерасчет выполняется по курсу, актуальному на момент совершения операции. В документе должны быть отражены высоколиквидные активы, не имеющие фиксированной цены, но доступные к реализации в любой момент.
Бланк отчетности формы №4 не является абсолютным отражением всех без исключения денежных операций. Ряд операций могут одновременно иметь отношение к нескольким категориям. Такая ситуация предполагает разделение суммы по каждому из потоков, к которому она относится.
Заключение
Формирование и анализ отчетного документа, показывающего движение средств, в сочетании с другими видами отчетности, оказывает важную роль, для понимания реального положения дел в организации. Данные позволяют анализировать текущую ситуацию, прогнозировать перспективы и предпринимать меры для повышения эффективности. Выбор метода формирования документа, основывается на доступности необходимых данных.