Нужна консультация?

Прием на работу иностранцев: правила и порядок оформления

Трудоустройство иностранного гражданина – задача не из легких, так как действовать приходится строго в рамках закона, учитывая множество нюансов. Найти выход из ситуации, наняв на работу сотрудника нелегальным путем – не лучшее решение, которое рискует обернуться серьезными штрафами, а значит и убытками для предприятия.

Что нужно работодателю для устройства на работу иностранного гражданина? Какие документы потребуются для правомерного заключения сотрудничества? Чтобы справиться с вопросом без ущерба бизнесу, предпринимателю необходима пошаговая инструкция.

Шаг первый – определяем статус претендента

Пошаговая инструкция по оформлению иностранного гражданина на работу начинается с определения статуса, в котором тот находится в России.

На сегодня законодательством страны определены следующие основные статусы для иностранных лиц на территории РФ:

  • Временно пребывающие – иностранцы, приехавшие в Россию на основании визы или безвизового режима, но не имеющие разрешения на постоянное или временное проживание.
  • Временно проживающие – те лица иностранного происхождения, успевшие получить разрешение на временное проживание и зарегистрированные по определенному адресу.
  • Постоянно проживающие в России. К данной категории относятся те граждане, которые имеют вид на жительство.

Отдельной группой выделяют жителей республики Беларусь и Казахстан и ряда прочих государств, в отношении которых предусмотрен особый порядок, вне рамок указанных статусов.

Рассмотрим каждую категорию иностранных лиц подробнее.

Временно проживающие

Мигранты данной категории имеют при себе визу, которая выдается на четыре месяца. Иностранный гражданин должен состоять на учете у миграционной службы, при этом адрес его проживания и временной регистрации фиксируется и не может меняться.

Если иностранец все же меняет место жительства, он обязан известить об этом соответствующие службы по истечении недели и встать на учет по новому адресу.

Права на страхование со стороны социальных служб для лиц данной категории несколько ограничены. Они вправе получить медицинский полис и страховку на случай болезни или материнства. Также для данной группы действует страховка ПФ России.

Порядок приема на работу граждан данной категории аналогичен трудоустройству иностранцев с ВНЖ, стоит лишь учитывать необходимость подтверждения статуса в миграционной службе время от времени.

Постоянно проживающие

К данной категории относятся иностранцы с гражданством либо без него, обладающие правом постоянного проживания в нашей стране. Для данных лиц предусмотрено документальное основание их статуса — вид на жительство, который выдается на период, не превышающий 60 месяцев.

 прием иностранца на работу
Продлевать право постоянного проживания можно неограниченное количество раз.

При обращении в районную или центральную миграционную службу за два месяца до окончания ВНЖ иностранное лицо вправе продлить этот документ вновь на 5 лет.

Иностранный гражданин, обладающий ВНЖ, может быть трудоустроенным в любом субъекте РФ на общих основаниях и в том же порядке, что и любой другой гражданин России.

В вопросах социального страхования для подобных иностранцев нет ограничений. Нанимателю стоит лишь обратить внимание на данные, указанные в виде на жительство – они содержат информацию о дате выдачи документа и сроке окончания его действия.

Временно пребывающие

Это лица, обладающие правом временного пребывания на территории РФ, не обладающие видом на жительство или правом на временное проживание. Граждане из этой группы по истечении определенного срока обязаны покинуть Россию. Данный срок определяется одним из двух документов:

  • визой, срок действия которой определяет максимальный период нахождения иностранца в РФ;
  • миграционной картой, которая выдается гражданам, въезжающим в РФ на основании безвизового режима;
  • срок действия карты – 90 дней.

Работодателям чаще всего приходится иметь дело с иностранцами в статусе временно пребывающего в России, и именно эта категория при трудоустройстве требует особого внимания к документарному оформлению и соблюдения большего количества нюансов, чем любая другая.

Порядок приема на работу иностранных граждан и список требуемых документов, указанный в данной статье, в большей степени относятся к временно пребывающим мигрантам, как к наиболее распространенной группе.

Шаг второй – определяем гражданство и основание для пребывания

Итак, статус претендента на вакансию – временно пребывающий на территории России. Дальнейшие действия работодателя зависят от гражданства мигранта и от режима, на основании которого он находится в РФ.

Граждане Армении, Казахстана, Таджикистана, Украины, Абхазии, Южной Осетии и ряда прочих стран СНГ имеют право въезда в РФ на основании безвизового режима, при условии заполнения миграционной карты.

 порядок приема на работу иностранных граждан документы
С 2015 года иностранным лицам, въезжающим в Россию без визы с целью трудоустройства, предписано оформлять и своевременно оплачивать патент.

Каковы правила трудоустройства иностранных граждан по патенту? Он является своего рода разрешением на работу и предоставляется на период до 12 месяцев. В патенте указывается профессия и регион, в котором документ был получен.

Претендент не вправе устроиться на работу в другом субъекте РФ и по другой специальности.

На граждан Беларуси также распространяется безвизовый режим, но по итогам соглашения между Россией и Беларусью, миграционный учет и патент им тоже не нужны.

Шаг третий – проверяем документы

Работодатель, приглашающий на работу иностранца, обязан проверить наличие у него пакета документов. Бдительность в этом отношении позволит правильно оформить трудоустройство, и не навлечь штрафы на собственную компанию. Что необходимо иметь при себе:

Мигранты с визой Мигранты на патенте Граждане Беларуси, Киргизии, Казахстана, Армении:
  • Загранпаспорт (копия);
  • Свидетельство обязательного пенсионного страхования и индивидуальный номер налогоплательщика – оформляются работодателем;
  • Полис добровольного медицинского страхования;
  • Регистрация по месту пребывания в ФМС;
  • Виза;
  • Разрешение на работу.
  • Загранпаспорт (копия);
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • Полис ДМС;
  • Регистрация по месту пребывания в ФМС;
  • Миграционная карта;
  • Патент;
  • Чек об оплате патента.
  • Загранпаспорт (копия);
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • Полис ДМС;
  • Регистрация по месту пребывания в ФМС;
  • Миграционная карта (не для Беларуси).

Не стоит забывать о том, что прием на работу иностранных граждан без разрешения на работу или без каких-либо иных документов грозит нанимателю взысканием в размере до 1 млн. рублей.

 оформление иностранного гражданина на работу пошаговая инструкция
Важно! Не позднее, чем за три дня, наниматель обязан уведомить миграционную службу о приеме иностранца на работу.

Шаг четвертый – оформляем трудовой договор

Составление и заключение трудового договора о приеме на работу иностранного лица требует соблюдения некоторых условий:

  • в договор необходимо внести данные патента (период действия, серия и номер, кем выдан);
  • несмотря на то, что срок пребывания гражданина ограничен, договор не может быть срочным (исключение – сезонные работы);
  • имя и прочие личные данные, указанные в патенте и в договоре, должны строго совпадать;
  • привлекать к трудовой деятельности разрешено только лиц в возрасте от 18 лет;
  • содержание договора должно быть изложено на русском языке. Составить документ на языке иностранного лица работодатель имеет право, например, для удобства сотрудника. Но делать это необязательно;
  • как только истекает срок действия патента или иного документа, работник должен быть немедленно уволен.

Шаг пятый – регистрация

Далее предстоит нанести несколько визитов в службы миграционного контроля. Необходимо убедиться, что сотрудник зарегистрирован в жилом помещении. Если это не так, в таком случае работодатель обязан произвести постановку мигранта на учет в собственной компании.

Для этого необходимо предоставить в местные или районные органы миграционной службы копии следующих документов:

  1. Предыдущей регистрации.
  2. Договора о трудоустройстве.
  3. Патента и чека о его оплате.
  4. Загранпаспорта и миграционной карты.

Шаг шестой – уведомить органы ФМС

Важно! Не позднее, чем за три дня, наниматель обязан уведомить миграционную службу о приеме иностранца на работу.

Это касается, как заключения ТД, так и подписания договора ГПХ. Невыполнение этого условия может обернуться штрафом для компании в размере до 1 млн. рублей.

Шаг седьмой – зарплата и налоги

Начисление зарплаты и налога с нее осуществляется в соответствии со статусом иностранца.
Граждане, постоянно и временно проживающие, получают заработную плату в том же порядке, что и граждане РФ.

прием на работу иностранных граждан без разрешения на работу
Налоговые взносы работодатель производит согласно условиям налогового режима организации.

С заработной платы граждан, находящихся в статусе временно пребывающих, перечисляют взносы в Пенсионный Фонд на общих основаниях.

Обязательная медицинская страховка данным работникам не предоставляется, перечисления в Фонд социального страхования производятся по тарифной ставке 1,8% для выплаты пособия по нетрудоспособности.

Для граждан Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана, относящихся к данной группе иностранцев, действуют общие правила.

Для определения ставки НДФЛ предстоит определить, является ли сотрудник налоговым резидентом РФ.

Налоговая ставка

Стоит отметить, что понятия резидентства в Налоговом и Гражданском кодексах имеют существенные различия. Человек признается налоговым резидентом при условии его нахождения на территории РФ в течение 183 дней за один год, тогда ставка подоходного налога за него составит 13%. Для нерезидентов установлена ставка 30%.

Добавить комментарий