Нужна консультация?

Правила ротации товара по принципу FIFO

Покупатель даже не представляет, на какие уловки идет администрация магазина, чтобы увеличить средний чек. Чтобы человек, пришедший за хлебом, не запланировано купил еще мороженое, селедку и упаковку чипсов, маркетологи тратят годы и миллионы долларов на исследования.

Но все усилия окупаются сторицей, ротация товара в торговом зале позволяет увеличить выручку, при этом не нести дополнительных расходов на рекламу.

Что увидел – то и купил

 что означает слово ротацияИменно такой принцип исповедует большинство покупателей. То, что находится на уровне глаз, распродается в первую очередь. Именно из этого исходит администрация магазина при планировании выкладки, этот процесс прописывается в специальных картах выкладки, которые регулярно меняются.

Поэтому первое, чему обучают новичков торговли, что это такое ротация товара, и принципы правильной выкладки.

Карта выкладки – графическое изображение полок магазина, на котором представлен порядок раскладки товарного ассортимента в зависимости от цены, спроса, торговой наценки и предпочтений посетителей. Составляется отделом маркетинга и утверждается руководством, служит руководством для мерчендайзеров и продавцов.

Ротация и главное правило торговли

 принцип фифо на складе Товар, который не продается, приносит убыток. Владелец бизнеса выдает зарплату продавцам, оплачивает аренду и коммунальные расходы. Он не может позволить себе содержать прилавок, который не приносит прибыли.

Но не все, что там лежит, распродается с одинаковой скоростью, и оптимизация остатков не всегда помогает. Приходится идти на различные ухищрения, чтобы избавиться от продукции с истекающим сроком годности и теряющим привлекательность.

Напрашивается вывод – положить менее ходовой товар в «горячую зону», чтобы его быстрее раскупили. Так и делают, однако постоянное так продолжаться не может, это отпугнет клиентов. Поэтому производится регулярная замена (ротация) товара на полках.

 ротация в торговлеВот что такое ротация товара в магазине самообслуживания, а целей у нее великое множество:

  • Заинтересовать посетителя новинками и акциями. Для этого кроме стандартных витрин используются выносные картонные стенды.
  • Обновить ассортимент. Избавляясь от остатков определенного ассортимента, магазин может поставить на освободившееся место другую продукцию, более привлекательную для клиентов.
  • Избавиться от залежавшегося товара. Иногда поставщик готов возвратить просрочку, но обычно он требует за это материальную компенсацию. Выставив вперед бутылку молока с истекающим сроком годности, продавец увеличивает шансы от нее избавиться и не нести издержек по возврату.

Поскольку конкуренция на рынке розничной торговли зашкаливает, в выигрыше остаются магазины с самой низкой торговой наценкой, но для этого необходим хороший оборот и экономия на мелочах. Принцип fifo позволит избежать расходов и ускорить оборачиваемость продукции.

FIFO – основное правило ротации

 что такое ротация товара этоПервый пришел – первый ушел. Именно так расшифровывается правило FIFO. Товар, который первый был привезен, первый же и попал на кассу. Но практика не всегда позволяет осуществить такой подход без дополнительных усилий.

Часто в магазинах можно увидеть бабушек, которые забирают молочные продукты из глубины полок. Они отлично изучили, что означает слово ротация и как с ней бороться. К счастью менеджеров, не все визитеры обращают внимание на такие мелочи, и молоко на переднем крае будет продано в первую очередь, данный закон не в силах изменить даже вездесущие бабушки.

За выкладкой скоропортящихся продуктов необходимо следить ежедневно, перекладывая свежую продукцию вглубь. Если это делать регулярно, то отпадет необходимость в возврате. Минимальный срок годности молочной продукции составляет 7 дней, разницы между «вчерашним» и «сегодняшним» молоком нет. Но когда до его истечения остается три часа, любые манипуляции теряют смысл.

Однако все усилия продавцов и мерчендайзеров пойдут прахом, если не будет соблюден принцип фифо на складе. Для этого используют компьютерные программы, учитывающие сроки поставки и реализации в магазин со склада. Кроме того, применяется принцип раздельного хранения.

Как сделать правильный заказ

Оптимизация товарных остатков – это целая наука. Если закупишь больше, понесешь убыток при возврате. Если будет привезено меньше, то покупатель недополучишь прибыль, а неудовлетворенный покупатель уйдет к конкурентам. Поэтому каждую товарную позицию рассчитывают по формуле, в которой фигурируют:

  • объем продаж за 1 день;
  • время до следующей поставки;
  • корректирующий коэффициент.

Формула проста – надо объем дневных продаж умножить на количество оставшихся дней. Но практика намного сложнее. В пятницу выручка вырастает на 20-50 процентов, перед праздниками народ запасается продуктами, в будни приходит малый поток покупателей. Приходится вносить поправку, которая зависит от сезона и дня недели.

Правильная выкладка – законы мерчендайзинга

что такое ротация этоПоскольку ротация в торговле во многом зависит от выкладки, его законы были прописаны и сформулированы много лет назад:

  • Концентрация по группам. Нельзя размещать товары из одной группы в разных концах помещения. Сметана должна находиться рядом с кефиром, а сардельки около сосисок.
  • Совмещение по производителю. Посетитель теряется, если продукция одной и той же фирмы находится в разных местах. Исключение делается только в том случае, если ассортимент находится в разных товарных группах.
  • Соблюдение границ. Между разными товарами должна быть четкая визуальная граница. Не обязательно отмечать ее красными ленточками или масляной краской, достаточно ставить рядом изделия с контрастной упаковкой.
  • Эффективный фейсинг. Если на одну позицию отвести более 40 см на полке, это будет пустая трата места. 40 сантиметров вполне достаточно, чтобы посетитель обратил на него внимание.
  • Игрушки – на нижнюю полку. Те товары, в приобретении которых заинтересованы маленькие покупатели, необходимо располагать на уровне их глаз.
  • Смотри на упаковку. Производитель работает над дизайном упаковки, поэтому часть продукции предназначается для взгляда «снизу вверх», а другая «сверху вниз».
  • Рекламная конкуренция. Если в супермаркете проходят рекламные акции нескольких компаний, их необходимо проводить вне зоны видимости друг друга. В противном случае они введут посетителя в замешательство, и эффект не будет достигнут.

И самое важное правило, которое даже важнее знания, что такое ротация. Это закон, который гласит о недопустимости пустых полок. Если нет ассортимента, то растягиваются другие позиции, пустота вызывает тревогу и отпугивает клиентов.

Золотой треугольник

Так называется маршрут, по которому традиционно идет покупатель, его необходимо обязательно учитывать при ротации товара по принципу FIFO. После входа в торговый зал людской поток движется по периметру, обходя зал справа налево.

Однако это не является аксиомой, движение можно организовать искусственно, придав ему вращение в другую сторону. Для этого достаточно расположить вход справа от кассового терминала.

 что такое ротация товара в магазинеТе отделы, которые находятся по периметру зала, посещает более 80% людей. Центр остается без внимания, туда заглядывает только каждый второй, ротация во время специальных акций и предложений должно проводиться не только внутри отдела, а по всей территории.

Администрация и отдел маркетинга прекрасно знает об этой особенности. Но они не спешат дорогие товары перекладывать в проходные места. Такой шаг сделает нахождение посетителя в торговой точке некомфортным.

Используется другая хитрость – якоря. Это популярные продукты, которые служат приманкой для людского потока, по дороге к ним человек вынужден проходить мимо дорогой продукции.

Яркая этикетка и рекламные слоганы приводят к спонтанным покупкам. В качестве якорей используются товары повседневного спроса – хлеб, молочные продукты, овощи и фрукты.

Спонтанная покупка – тайное оружие маркетинга

Если спросить человека, как часто он совершает приобретения на основании импульсного решения, то можно услышать, что такого почти не бывает. На самом деле это не так, от 40 до 80 процентов товаров приобретаются на основании моментального неосознанного решения.

Менее 20% посетителей супермаркета заранее составляют списки, остальные пытаются «сориентироваться на месте». Это и приводит к тому, что приобретается ни то, что необходимо, а то, что навязал отдел маркетинга.

На самом деле спонтанность приобретений – весьма условное понятие. Если человек решил купить еду, то еду он и купит, независимо от желания отдела маркетинга. При этом покупателем заранее определяется ценовая категория и общие расходы, на скидки и акции потребитель смотрит как на дополнительную возможность сэкономить или получить приятный бонус.

Добавить комментарий