Нужна консультация?

Что такое маржинальная прибыль

Прибыль – это то, ради чего открывают новые предприятия, ведут экономическую деятельность, сражаются за доли рынка и проводят дни и месяцы в поисках новых ниш. Важный показатель прибыльности компании и эффективности проводимой ей стратегии, маржинальная прибыль пришла в российскую экономику из западных учебников.

Терминология на примерах

Понятие маржинальная (marginal revenue) прибыль показывает разницу между выручкой (или доходом) от реализации товаров и услуг и переменными затратами. Чтобы объяснить, что такое маржинальная прибыль простым языком, необходимо определиться с терминами «выручка» и «переменные затраты».

Что такое выручка

Выручка, или доход – это сумма средств, полученных предприятием от коммерческой деятельности или услуг. То есть это все средства, которые оказались на счету или в кассе фирмы после определенного календарного периода.

Например, фирма «Пирожок» реализовала за три месяца:

  1. 1000 буханок хлеб по 10руб за наличный расчет в магазине;
  2. Партнерам в столовую «Мир вкуса» 100 буханок хлеба по 10руб, с оплатой по безналичному расчету;
  3. Оказала консультационных услуг по технологии изготовления хлебобулочных изделий на 500руб.

Итого за отчетный период выручка «Пирожка» составила 10000руб + 1000руб + 500руб = 11500 рублей.

Важный момент: в выручке не учитывается налог на добавленную стоимость.

Предположим, со всех товаров и услуг «Пирожка» обязательный платеж НДС составляет 20%. В таком случае доход за последние три месяца составил бы 11500руб – 20% = 9200руб. К счастью, торговля хлебом НДС не облагается, менеджмент может считать выручкой сумму в 11500руб.

удельная маржинальная прибыль это прибыль

Затраты переменные и постоянные

Переменные затраты – это затраты, величина которых зависит от объема выпускаемой продукции. То есть фирме «Пирожок» для выпекания одной буханки хлеба требуется мука, дрожжи, соль и сахар, электричество для печей. Еще нужно оплатить труд пекаря и водителя, который доставил товар в магазин. И расходы на бензин и обслуживание транспорта.

Чтобы понять, чем они отличаются от постоянных затрат, надо посчитать расходы в том случае, если предприятие не будет вести деятельность, то есть обязательные платежи. К ним относятся:

  • затраты на аренду и содержание помещений;
  • амортизация оборудования;
  • часть налоговых платежей;
  • оплата кредитов;
  • зарплата менеджмента и бухгалтерии.

Предположим, что стоимость сырья для выпечки одной буханки составила 3 руб., заработная плата пекаря и водителя обошлась в 3000 рублей, транспортные расходы составили 1000 рублей.

Посчитаем все переменные затраты:

  1. 1100 буханок хлеба по 4 рубля, плюс 4000 на зарплаты и транспорт. Итого переменные затраты составили 3300 руб. + 4000 руб. = 7300 руб.
  2. Чтобы показать на практике, что маржинальная прибыль это разность между выручкой от реализации и переменными затратами, вычтем из всех доходов все переменные затраты.
  3. 11500 руб. – 7300 руб. = 4200 руб. Итак, маржинальная прибыль составила 4200 руб.

Чем больше производство – тем больше денег

Еще один вариант понятия «маржинальная прибыль» — увеличение доходов от продажи каждой дополнительной единицы продукции. На практике это можно проиллюстрировать следующим образом:

Все расходы делятся на постоянные, которые не зависят от объема выпуска, и переменные, в который входит себестоимость изделия. При увеличении объемов производства постоянные издержки остаются прежними, только теперь в них уменьшается доля на создание одной единицы товара. Как следствие, чем больше продукции выпускает компания, тем меньше сумма, которую она тратит на создание одной единицы продукции.

что такое маржинальная прибыль простым языком
Предприятие может приносить прибыль, которая близка к нулю, или даже убытки, а вот его акции могут при этом расти в цене.

В этой формуле есть один параметр, который оказывает серьезное влияние на себестоимость. Это процент загрузки производственных мощностей. Если эта цифра стремится к 100%, то эффективность такой деятельности можно назвать максимальной.

Доход или прибыль

Несмотря на сходство терминов, не стоит путать маржинальную прибыль с маржинальным доходом. Если первое – то валовой показатель по всей организации, то второе – это прирост средств от реализации каждой единицы товара. Таким образом, удельная маржинальная прибыль это прибыль, которая рассчитывается на единицу продукции. Иногда ее называют удельной выручкой.

В экономической и финансовой отчетности показатели доходности необходимы для:

  • планирования деятельности учреждения;
  • составления налоговой отчетности;
  • поиск факторов, влияющих на успешность оперативной деятельности;
  • выявление резервов для развития и модернизации;
  • оптимизации процесса производства и сбыта продукции.

Важно знать и качественные показатели, то есть те сферы деятельности, которые генерируют наибольший доход.

Точка безубыточности

Показатель, который определяет минимальное количество товара, необходимое для безубыточной деятельности организации. Когда маржа равняется постоянным затратам, рассчитать ее можно в денежном или натуральном выражении.

  1. В денежном выражении формула расчета выглядит так:
    Точка безубыточности = выручка*постоянные затраты / разницу выручки и переменных затрат.
  2. В натуральном виде для подсчета используется следующая формула:
    ТБ = постоянные затраты / цена продукции — затраты на производство единицы продукции.

удельная маржинальная прибыль это прибыль2

Для чего нужно знать маржинальную прибыль

Планируя деятельность предприятия, необходимо заранее просчитать, сколько дохода оно принесет владельцам, и какое количество товаров или услуг необходимо реализовать для выхода на точку безубыточности.

Избежать постоянных затрат невозможно, но заложить в планы максимум, который нельзя превышать, необходимо. Знание маржинальной прибыли позволит:

  • сделать расчет минимального количества выпускаемой продукции;
  • определить уровень допустимых трат на постоянные издержки;
  • знать точку безубыточности.

Другие виды прибыли

Кроме маржинальной, существуют и другие виды прибыли или убытков, которое компания генерирует в процессе деятельности. К ним относятся:

  1. Валовая. Разница между выручкой и себестоимостью продукции. При этом учитываются все расходы, в том числе амортизация оборудования и налоговые отчисления.
  2. Операционная. Определяется как разница между выручкой и расходами. В ее расчете не принимаются во внимание налоговые платежи, оплата процентов по привлеченным кредитам.
  3. Чистая. Это те средства, которые остаются в распоряжении субъекта хозяйственной деятельности после выплаты всех платежей. Ей владелец бизнеса или акционер могут распоряжаться по своему усмотрению. Направляется либо в специальные фонды, либо выплачивается собственнику.
  4. Экономическая. Это та прибыль, которая остается у собственника после завершения планового периода, с учетом альтернативных вариантов сложения средств. Если она отрицательная, средства переводятся в другой вид бизнеса, а предприятие закрывают.
  5. Бухгалтерская. Рассчитанная по бухгалтерскому учету в соответствии с нормами законодательства страны, где осуществляется активность.
  6. Монопольная. Была получена в результате деятельности на специфичном монопольном рынке, происходящей в условиях отсутствия конкуренции.

В зарубежных и российских финансовых отчетах часто встречается термин EBITDA. Так обозначается прибыль до того, как из нее были выплачены налоги. Чтобы вычислить EBITDA, необходимо от маржинальной прибыли отнять все расходы предприятия.

маржинальная прибыль это разность между выручкой от реализации и
Планируя деятельность предприятия, необходимо просчитать, сколько дохода оно принесет владельцам, и какое количество товаров или услуг необходимо реализовать для выхода на точку безубыточности.

Чем рентабельность отличается от прибыльности

Может ли прибыльное предприятие быть нерентабельным? Может ли организация, получающая прибыль в миллион долларов, оказаться нерентабельной? Да, может. Например, есть корпорация, в которую владельцы вложили один миллиард. И за год его чистая прибыль составила 1млн долларов. Рано радоваться, давайте посмотри на соотношение между вложенными средствами и полученным результатом.

Миллион – это всего 0,1% от миллиарда. То есть акционеры на каждый вложенный доллар получат 0,1 цент. Если бы они просто отнесли деньги в банк под стандартные в Европе и США 3% годовых, доход бы составил тридцать миллионов. Экономическая прибыль ниже нуля.

Экономические реалии

На самом деле все не так просто. Предприятие может приносить прибыль, которая близка к нулю, или даже убытки. А вот его акции могут расти в цене. Почему? Потому, что расходы на развитие тоже включаются в отчетность. Покупка нового оборудования в расчетный период, приобретение других компаний, открытие филиалов на новых территориях. Это требует расходов, и они включаются в отчеты о прибылях и убытках. Инвестиции приносят доход не сразу, однако сразу ухудшают показатели организации и снижают дивиденды. Но увеличивают капитализацию фирмы.

При анализе экономической и финансовой деятельности кроме маржинальной прибыли учитываются и такие факторы, как динамика развития в сфере расширения производства, производительность труда, собственный капитал и привлеченные средства.

Добавить комментарий