Нужна консультация?

Переменные и постоянные расходы предприятия в примерах и пояснениях

Любое предприятие, планирующее свою деятельность, должно составлять план доходов и расходов. Это необходимо для совершенствования деятельности – сокращения расходов и как следствие – увеличения прибыли. Поэтому владение полноценной информацией о затратах компании позволит не только рассчитать себестоимость продукции и спрогнозировать прибыль, но и получить данные о путях дальнейшего развития фирмы в том или ином направлении. В этой статье мы подробно объясним, что такое постоянные и переменные затраты и что они в себя включают.

Постоянные и переменные затраты

Все затраты по источнику их происхождения могут быть подразделены на элементы постоянного и переменного характера:

  1. Постоянные издержки представлены такой статьей расходов, которая не имеет зависимости от объемов производства и не принимает участия в формировании себестоимости продукции. На протяжении длительного времени без влияния внешних обстоятельств такие расходы могут оставаться неизменными.
  2. Переменные издержки являются прямыми участниками формирования себестоимость продукции/товаров. То есть, размер таких расходов находится непосредственно под влиянием объема производства или продаж продуктов, товаров и работ. Если говорить о том, что относится к переменным затратам, то сюда можно включить расходы, которые имеют зависимость от объемов производства продукции.

Таким образом, постоянные и переменные затраты – это определенные статьи расходов, на которые влияют разные факторы.

Обратите внимание: постоянные затраты неизменны, пока на них не станут воздействовать внешние факторы, а переменные расходы зависят только от объема продукции, которую планируется изготовить, или же от количества товаров, которые предназначены к продаже.

 что такое постоянные и переменные затраты это

Примеры обоих групп затрат

Рассмотрим более детально, что можно к примерам постоянных и переменных издержек в реальной деятельности предприятия.

Постоянные издержки

Как мы уже отмечали, они являются постоянными и не меняются под влиянием изменения объемов продукции.

Постоянные расходы включают в себя затраты на такие элементы, как:

  1. Арендная плата. Пожалуй, этот пример является самым распространенным среди всех групп постоянных расходов. Ведь аренда – это фактически такой элемент, который можно встретить в абсолютно любом виде предпринимательства. При аренде офиса, склада, торгового помещения или цеха основная обязанность предпринимателя заключается в своевременной выплате ренты. Этот фактор не имеет никакой зависимости от его объемов продаж и от заработка. Если предприниматель в отчетном периоде не заработал ни рубля, он все равно обязан сделать выплату, иначе арендодатель будет вынужден расторгнуть с ним договорные отношения.
  2. Заработная плата администрации. К таким сотрудникам принадлежат бухгалтер и управленческий аппарат, сюда же относится и заработная плата управленческого персонала. Постоянные затраты в связи с выплатой заработной платы – это все те элементы, которые направлены на оплату труда работников, работающих по повременной системе оплаты труда. Начисление и порядок выплат таких заработных плат традиционно не имеют зависимости о того, какие объемы продаж наблюдаются в рамках фирмы. Помимо этого, к данной статье можно отнести оклады сотрудников-сдельщиков – менеджеров, специалистов по продажам, агентов. Что касается процентной составляющей и сдельных элементов, то они относятся к переменной части, поскольку имеют прямую зависимость непосредственно от объемов продаж.
  3. Амортизация оборудования, техники, машин. Это классический пример затрат постоянного характера, поскольку оборудование изнашивается, устаревает, не зависимо от объемов произведенного продукции или проданных товаров.
  4. Оплата услуг, которые необходимы для совершенствования общего управления предприятия. Например, это имеет отношение к оплате коммунальных услуг – электрической энергии, воды, интернета. А также к перечню услуг относятся услуги банков, организаций по охране и так далее.
  5. Налоговые выплаты. В качестве налогооблагаемой базы выступают статистические объекты – налог на землю, имущественные права, социальные выплаты, которые уплачиваются из сумм заработных плат работников. Хороший и классический пример постоянных затрат – ЕНВД, сборы за то, чтобы предприятию разрешили вести торговую деятельность.

Обратите внимание: как следует из вышесказанного, постоянные затраты не имеют зависимости от объемов производства.

Преимущества таких расходов в том, что их величина фиксирована, поэтому позволяет спланировать бюджет компании и составить баланс с прогнозом. Недостатки заключаются в том, что при отсутствии у компании прибыли в отчетном периоде такие затраты все равно придется понести.

постоянные расходы включают в себя затраты на

Переменные издержки

В отличие от предыдущей статьи расходов, данные элементы принимают непосредственное участие в производстве продукции. Рассмотрим основные составляющие данной статьи.

Итак, к переменным расходам относятся:

  1. Средства, идущие на оплату трудовых достижений работников, находящихся на сдельной оплате труда. То есть чем больше товаров и услуг произвели эти сотрудники, тем больше придется понести расходов на их поощрения и выплаты мотивирующего характера.
  2. Стоимость, уплачиваемая за приобретение сырья, материалов, комплектующих элементов, которые используются для изготовления продукции. Чем больший объем продукции планируется произвести на предприятии, тем больше потребуется затрат.
  3. Процентные отчисления. Они осуществляются в сторону менеджеров, агентов и специалистов в области продаж, поскольку их количество зависит непосредственно от объема реализованной продукции, товаров и услуг.
  4. Налоговые выплаты на объемы производства. К данным типам налогов можно отнести акцизы, налоги при УСН, ЕСН.
  5. Оплата услуг сторонних компаний, которые также уплачиваются исходя из объемов реализации компании. Это услуги непосредственно транспортных компаний, организаций по перевозке продукции, услуги посреднических фирм, комиссионные вознаграждения и так далее.
  6. Затраты, связанные со стоимостью электрической энергии, топливных ресурсов, что непосредственно относится к производственной деятельности. Данные затраты имеют прямую зависимость от объемов изготовления или от количества оказанных услуг. Если рассматривать стоимость электроэнергии, которая используется в офисе или в здании административного характера, а также расходы на топлива, то эти затраты имеют отношение к статье постоянных расходов.

Понимание сути обоих групп затрат является важным для того, чтобы наладить и обеспечить грамотное и качественное управление бизнесом, чтобы он был прибыльным. Переменные расходы имеют преимущества, поскольку понеся их, предприятие может рассчитывать на получение прибыли. Постоянные же затраты – своего рода бремя для предпринимателя. Далее, рассмотрим, почему так происходит.

к переменным расходам относятся

Взаимозависимость затрат

Взаимоотношения между обеими группами затрат имеет масштабный характер. Их отношение друг к другу с наличием некоторых других показателей – это точка безубыточности предприятия. То есть тот объем реализации, который должна делать фирма, чтобы «оставаться на плаву» или иметь нулевую прибыль (когда расходы полностью покрыты доходами, и их разность равна нулю).

Она рассчитывается по определенному алгоритму:

Точка безубыточности = Постоянные затраты / (Цена – переменные затраты).

В данном равенстве можно заметить, что потребуется производить такой объем продукции и по такой цене, которая обеспечит покрытие постоянных расходов, являющихся фиксированными. Конечно, для получения прибыли можно установить слишком высокие цены, однако если у конкурентов они будут выгодно отличаться, то покупатель предпочтет их продукцию / товары.

Обратите внимание: основной способ стабилизировать ситуацию с расходами и нарастить объемы прибыли – повышение продаж и сокращение затрат.

что относится к постоянным затратам предприятия это расходы
Учет постоянных и переменных расходов помогает правильно составить производственный план и минимизировать убытки

Итак, мы рассмотрели, что относится к постоянным затратам предприятия и убедились, что эти расходы не зависят от объема изготовленной продукции или проданных товаров. Они являются тяжким бременем, поэтому для улучшения ситуации требуется рассмотреть возможные пути их сокращения.

В условиях конкуренции дать 100%-ю гарантию того, что занятый сегмент будет постоянным, проблематично. Возможно, потребуется значительно увеличить расходы на рекламу и на продвижение продукции на рынке, а это также имеет отношение к постоянным затратам. В результате получится замкнутый круг: ведь увеличив расходы на рекламу с целью повышения объема продаж, одновременно происходит увеличение издержек. Самое главное – это эффективность рекламы, если действия эффективны, то расходы на нее покроются полученной прибылью. Если этого не наблюдается, может образоваться убыток.

Баланс затрат важно беречь с самого начала деятельности фирмы. Это связано с тем, что на ранних этапах может катастрофически недоставать определенных ресурсов. Чтобы не пришлось брать кредиты, займы и задолженности, придется сделать баланс рациональным с экономической позиции.

Добавить комментарий